Николай михайлович карамзин — представитель сентиментально-романтической линии xviii века. в его творчестве полно и ярко раскрыты художественные возможности сентиментализма. чувствительность — так на языке конца xviii века определяли главное достоинство повестей карамзина, потому что основное внимание он сосредоточил на психологии героев, достигнув в этом деле высокого мастерства. как никто из предшествующих писателей, он умел показать все перипетии любви, передать тончайшие оттенки чувств, мастерски раскрыть внутренний мир своих героев. погружая читателей в напряженную эмоциональную атмосферу «нежных страстей» , он учил их сострадать людям. чувствительным и нежным называли карамзина. в карамзин был новатором — в области трактовки характеров, тематики и стилистических средств, в области прозаических характеров. повесть карамзина «бедная лиза» , написанная в 1792 году и посвященная любовной теме, двух любящих сердец, получила особую популярность среди современников. его герои ищут счастья в любви, но их окружает большой и жестокий мир со своими бесчеловечными и страшными законами. этот мир лишает героев карамзина счастья, делает их жертвами, несет им постоянные страдания и обрекает на гибель. лиза жила вместе с матерью в подмосковье, в небольшом домике на берегу москвы-реки, неподалеку от симонова монастыря. и мать, и покойный отец старались привить дочери высокие моральные качества. с детства учили ее, что в этой жизни ничего не дается даром, нужно всего достигать самому. они и сами придерживались таких же принципов: отец «любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь» , а мать оставалась верна памяти мужа и многие годы продолжала проливать о нем слезы, «ибо и крестьянки любить умеют! » лиза, воспитанная в строгости, «трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и все сие продавала в москве» . мы видим, что горячие симпатии автора неизменно сопутствуют героине, на ее стороне он и в решении главного конфликта. простая крестьянская девушка с самоотверженным характером (при всем уважении и любви к матери лиза так и не сказала ей о своих отношениях с эрастом) полюбила доброго, но праздной жизнью барина, не способного думать о последствиях своих поступков. ее чувства были необыкновенно глубоки, постоянны, а главное, бескорыстны. лиза прекрасно понимала, что никогда не сможет стать женой любимого человека, ведь он «барин» , но, несмотря на это, продолжала самозабвенно любить эраста «совершенно отдавшись ему, им только жила и дышала.. и в удовольствии его полагала свое счастье, совершенно не думая о себе» . карамзин описывал отношения лизы и эраста в пасторальных, идиллических тонах, подчеркивая, что трагический конец их отношений — результат сложившихся обстоятельств и легкомысленного характера главного героя, и причина вовсе не в социальном неравенстве. эраст — «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» , но «слабым и ветреным сердцем» . «он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии» . вначале эраст думал только о «чистых радостях» и хотел «жить с лизою как брат с сестрою» , но переоценил свои силы. затем, как обычно, пресытившись «наскучившими» отношениями, захотел освободиться от них. для лизы же потеря эраста была равносильна утрате жизни. существование без эраста не имеет для нее смысла, поэтому она кончает жизнь самоубийством. драма — не только у лизы, но и у эраста. ведь осудить себя самого на нравственные муки до конца своей жизни — наказание не меньшее, чем быть осужденным другими. о душевной драме эраста говорят слова самого автора: «эраст был до конца своей жизни несчастлив. узнав о судьбе лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею» . своего героя карамзин не считает типичным: «люди делают много зла — без сомнения — но злодеев мало; заблуждение сердца, безрассудность, недостаток просвещения виною дурных »
митрофанушка (простаков митрофан) – сын помещиков простаковых. он считается недорослем, т.к. ему 16 лет и он не достиг совершеннолетия. соблюдая указ царя, митрофанушка учится. но делает это с большой неохотой. он отличается тупостью, невежеством и ленью (сцены с учителями). митрофан груб и жесток. он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет. митрофан остановился в своем развитии. о нем софья говорит: «он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет». в митрофане сочетаются черты тирана и раба. когда план простаковой женить сына на богатой воспитаннице, софье, не удается, недоросль ведет себя как раб. он униженно просит прощения и покорно принимает от стародума «свой приговор» - идти служить («по мне, куды велят»). рабское воспитание привито герою, с одной стороны, крепостной нянькой еремеевной, а, с другой стороны, всем миром простаковых-скотининых, у которых извращены понятия о чести. через образ митрофана фонвизин показывает деградацию дворянства: из поколения в поколение невежество увеличивается, а грубость чувств доходит до животных инстинктов. недаром скотинин называет митрофана «чушка проклятая». причина такой деградации – в неправильном, уродующем воспитании. образ митрофанушки и само понятие «недоросль» стало нарицательным. сейчас так говорят о невежественных и глупых людях