Тест по литературе Прочитайте внимательно
фрагмент из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (глава 5) и выполните задания.
- Да чего вы
скупитесь?- сказал Собакевич. - Право, недорого! Другой мошенник обманет
вас, продаст вам дрянь, а не души, а у меня что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, как иной какой-
нибудь здоровый мужик. Вы рассмотрите: вот, например, каретник
Михеев! Ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то
как бывает московская работа, что на один час, - прочность такая, сам и обобъет,
и лаком покроет!
Чичиков открыл рот, с тем чтобы заметить,
что Михеева , однако же, давно нет на свете; но Собакевич Собакевич вошел, как
говорится, в самую силу речи, откуда взялась рысь и дар слова.
- А Пробка
Степан, плотник? Я голову прозакладую , если вы где сыщете такого мужика. Ведь
что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы Бог знает что дали, трех аршин с
вершком ростом!
Чичиков опять хотел заметить, что и Пробки
нет на свете; но Собакевича, как видно, пронесло : полились такие потоки речей, что только
нужно было слушать:
-Милушкин, кирпичник! Мог поставить печь в
каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги,
что сапоги, то и , и хоть бы в рот хмельного. А Еремей Сорокоплёхин ! Да
этот мужик один станет за всех, в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей. Ведь
какой народ ! Это не то, что вам продаст какой-нибудь Плюшкин.
Но позвольте, - сказал Чичиков, изумлённый
таким обильным наводнением речей, которым, казалось, и конца не было, - зачем
вы исчисляете все их качества, ведь в них толку теперь нет никакого, ведь это
всё народ мёртвый. Мёртвым телом хоть забор подпирай, говори пословица.
-Да , конечно, мёртвые, -сказал Собакевич, как бы одумавшись и
припомнив, что они в самом деле были уже мёртвые, а потом прибавил: - Впрочем,
и то сказать : что из этих людей, которые числятся теперь живущими? Что это за
люди? мухи, а не люди.
- Да всё же они существуют, а это ведь мечта.
-Ну нет, не мечта! Я вам доложу, каков
был Михеев, так вы таких людей не сыщете: машинища такая, что в эту комнату не
войдёт; нет, это мечта! А в плечищах у него была такая силища, какой нет у лошади;
хотел бы я знать, где бы вы в другом месте нашли такую мечту!
1.Определите коммуникативную ситуацию,
разворачивающуюся в данном фрагменте.
2.Объясните, как вы понимаете
словосочетание ядреный орех в выделенном предложении.
3.Выпишите 3 выражения, при
которых повествователь указывает на изменение в эмоциональном состоянии
Собакевича.
4. Объясните, чем вызвано такое
обильное наводнение речей Собакевича.
5.Выпишите 3 существительных с
суффиксом -ищ (а) и определите их
значение.
6. В выделенном предложении объясните расстановку
знаков препинания.
7.Поясните в 2-3 предложениях, каким
предстает народ в диалоге Чичикова и Собакевича
8.Сформулируйте в3-4 предложения , как
настоящий фрагмент понять смысл названия произведения.
Произведение начинается с воспоминаний автора о том, что когда вместе с другом они хотели знать все науки. Тогда они были уверены, что никаких преград нет, и главное не бояться, иметь желание, любить Родину. Они думали, что вернуться в родной край как московские гости, будут гордостью для своих родителей. Но тогда они не знали, что приготовила им судьба и что придется им пережить.
Сын за отца не отвечает.
Эти слова принадлежат Сталину. А писатель, таким образом, обращается к молодому поколению, потому что сейчас эти слова не могут быть в серьез восприняты. Но были времена, когда если не повезло с такой графой, были брошены обществом. От них отворачивались друзья, близкие и родные люди и даже если у “сына” не было никаких поступков, то он отвечал за деяния своего отца. И после этого заявления Сталина все изменилось. Но ему даже и в голову не могло прийти, что сыну порой приходилось отвечать за деяния отца, которые тот и не совершал. Автора обвиняют в сердобольности. Но ему надоело слышать эхо лет, ведь они миновали. Но крестьяне никогда не упреков власть, а наоборот благодарил. Каждый верил после этого заявления, что справедливость восторжествует. Тех, кого выселили, надеялись на возвращение на Родину, ведь они перешли в рабочий класс.
Объяснение:
Произведение начинается с воспоминаний автора о том, что когда вместе с другом они хотели знать все науки. Тогда они были уверены, что никаких преград нет, и главное не бояться, иметь желание, любить Родину. Они думали, что вернуться в родной край как московские гости, будут гордостью для своих родителей. Но тогда они не знали, что приготовила им судьба и что придется им пережить.
Сын за отца не отвечает.
Эти слова принадлежат Сталину. А писатель, таким образом, обращается к молодому поколению, потому что сейчас эти слова не могут быть в серьез восприняты. Но были времена, когда если не повезло с такой графой, были брошены обществом. От них отворачивались друзья, близкие и родные люди и даже если у “сына” не было никаких поступков, то он отвечал за деяния своего отца. И после этого заявления Сталина все изменилось. Но ему даже и в голову не могло прийти, что сыну порой приходилось отвечать за деяния отца, которые тот и не совершал. Автора обвиняют в сердобольности. Но ему надоело слышать эхо лет, ведь они миновали. Но крестьяне никогда не упреков власть, а наоборот благодарил. Каждый верил после этого заявления, что справедливость восторжествует. Тех, кого выселили, надеялись на возвращение на Родину, ведь они перешли в рабочий класс.
У советских людей появился новый Бог, Сталин. Он призывал отказаться от отца и матери. Особенно это коснулось окраин. Автор делает примечание, что отец должен отвечать за своих детей, но вот сам Сталин ни за одного из детей не ответил
Объяснение: