Тест по литературе «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века»
1. В каком стихотворении нарисована картина летнего заката в поле?
1) А. Блок «О, как безумно за окном…»
2) А. Блок «Летний вечер»
3) С. Есенин «Мелколесье. Степь и дали…»
4) А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
2. В каком стихотворении описана бурная, ветреная ночь?
1) А. Блок «О, как безумно за окном…»
2) А. Блок «Летний вечер»
3) С. Есенин «Пороша»
4) А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
3. Какой общей темой объединены стихотворения С. Есенина «Мелколесье. Степь и дали…» и «Пороша»?
1) темой любви 2) темой дружбы 3) темой русской зимней дороги 4) темой жизни и смерти
4. Какую картину описывает А. Ахматова в стихотворении «Перед весной бывают дни такие…»?
1) зимний лес 2) зимняя дорога 3) весенняя капель 4) природа в ожидании весны
5. Каким настроением проникнуто стихотворение А. Блока «Летний вечер»?
1) весёлым настроением
2) настроением покоя, грусти
3) торжественным настроением
4) настроением тревоги
6. Какое средство выразительности использовано А. Блоком?
«Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей – красный диск луны...»
1) олицетворение2) сравнение
3) метафора 4) эпитет
7. Какое средство выразительности использовано А. Блоком?
«О, как безумно за окном
РЕВЁТ, бУШУЕТ бУРЯ злая...
1) олицетворение 2) сравнение3) метафора 4)эпитет
8. Какое средство выразительности использовано С. Есениным? «Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку...»
1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнени
9. С. Есенин « Еду. Тихо. Слышны звоны».Какой цвет вы бы взяли с палитры, чтобы передать настроение этого стихотворения?
1) красный
2) белый
3 розовой
4) серебристый
«Любовь — это сердце всего»
(по творчеству В. В. Маяковского)
Одна из вечных тем в литературе — тема любви — проходит через все творчество В. Маяковского. «Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем», — считал поэт.
Жизнь Маяковского со всеми ее радостями и горестями, болью, отчаянием — вся в его стихах. Произведения поэта рассказывают и о его любви, и о том, какой она была. Любовь-страдание, любовь-мука преследовала его лирического героя. Откроем поэму «Облако в штанах (1914г.), и нас сразу, с первых строк охватывает тревожное чувство большой и страстной любви:
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Эта трагическая любовь не выдумана. Сам поэт указывает на правдивость тех переживаний, какие описаны в поэме:
Вы думаете, это бредит малярия?
Это было,
было в Одессе.
«Приду в четыре», — сказала Мария.
Но исключительное по силе чувство приносит не радость, а страдания. И весь ужас не в том, что любовь безответна, а в том, что любовь вообще невозможна в этом страшном мире, где все продается и покупается. За личным, интимным просвечивает большой мир человеческих отношений, мир, враждебный любви. И этот мир, эта действительность отняли у поэта любимую, украли ею любовь.
И Маяковский восклицает: «Любить нельзя!» Но не любить он не мог не более года, и сердце вновь разрывают муки любви. Эти ею чувства находят отражение в поэме «Флейта-позвоночник». И снова не радость любви, а отчаяние звучит со страниц поэмы:
Версты улиц взмахами шагов мну,
Куда уйду я, этот ад тая!
Какому небесному Гофману
выдумалась ты, проклятая?!
Обращаясь к Богу поэт взывает:
...слышишь!
Убери проклятую ту,
которую сделал моей любимою!
О том, что и потом поэт не нашел в любви праздника, счастья, говорят другие произведения Маяковского 1916—1917 годов. В поэме Человек, звучащей гимном человеку-творцу любовь предстает в образах, выражающих лишь страдание:
Гремят на мне
наручники,
любви тысячелетия...
И только
боль моя
острей—
стою,
огнем обвит,
на несгорающем костре
немыслимой любви.