Тест по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин» (8 класс)
В 1.Запишите термин, которым обозначается художественное определение в тексте: «басовым, железным тоном».
В 2. Как называется изобразительно-выразительное средство: «Громыхнул… точно крыша под ногой»?
В 3.. Как в литературоведении называется единоначатие, повтор слова или словосочетания в начале стихотворных строк:
Как-то все дружней и строже, Как-то все тебе дороже…?
В 4. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной выразительности: «смерть в бою свистела часто
ответ:Хлёстова помещица – крепостница, пожилая дама, ворчливая, своенравная и, по словам Фамусова: «Спорить голосиста». В светском обществе она имеет большое влияние и поэтому бесцеремонна в общении. Автор наделил её «говорящей» фамилией, что имеет важный смысл для драматической сатиры. Хлёстко и остроумно она характеризует окружающих. На вечеринке у Фамусова она успевает поспорить почти со всеми. Загорецкого назвала «лгунишкой, картёжником и вором», в беседе с Софьей назвала Фамусова «полоумный твой отец». Она не стесняется обидеть человека и скептически относится к тем, кто стоит ниже её социальной лестницы. Вздорная барыня может похвалить лишь тех, кто перед ней преклоняется. За лестные слова о собачке она благодарит Молчалина, но прощаясь, указывает на то, что его место всё же в «чуланчике». Старая дама любопытна, пользуется слухами и всё про всех знает. Во время спора с Фамусовым о количестве душ Чацкого она заявила: «Уж чужих имений мне не знать» и на его календарную ссылку заявила, что «всё врут календари». Она быстро подхватила слух о сумасшествии Чацкого и сделала вывод, что он «с ума спрыгнул, чай, пил не по летам». Вслед за другими она согласилась с тем, что учение - вред и можно сойти с ума от этих «…пансионов, школ, лицеев». Жестокость, властолюбие, необразованность – всё это пороки крепостнического общества и они в полной мере присущи барыне Хлёстовой. Соблюдая моду на слуг – арапов, она приехала на званый ужин с моськой и «арапкой – девкой». Она не считает эту служанку за человека, называет её «чёрт сущий» и просит покормить их вместе с собачкой остатками со стола. В отличие от других персонажей автор наделил образ Хлёстовой яркими индивидуальными качествами. Она не преклоняется перед всем иностранным, как другие. Её речь проста и грубовата, порой не всегда грамотна. Но она одна из всех жалеет Чацкого и надеется на его выздоровление, потому что помнит его ребёнком и даже «за уши дирала, только мало». Грибоедов причисляет эту героиню к силам «века минувшего». Но он критикует не только пороки помещицы. Больше всего он осуждает крепостнические порядки и те консервативные силы, которые подвергают гонениям мыслящих людей и не желают преобразований в России.
КЛАССИЦИЗМ – художественный метод и направление в европейской и русский литературе XVII-XVIII веков. В России к нему можно отнести творчество таких писателей, как Ломоносов, Сумароков, Державин, Фонвизин, Крылов. В России классицизм носил главным образом просветительский характер и основывался на культе Разума; классицисты выступали за образование и просвещение, развитие науки и культуры. Метод классицизма сводился к достаточно абстрактному противопоставлению добра и зла, добродетелей и пороков. В художественной области классицисты ориентировались на образцы античного (Древняя Греция и Древний Рим), так называемого «классического» искусства, откуда и произошло название этого направления. Эстетическая система классицизма представляла собой ряд правил, согласно которым следовало создавать художественные произведения: требование чистоты жанра и стиля, требование «трех единств» (места, времени и действия) в драматургии и др. В свое время классицизм сыграл положительную роль в развитии литературы, а его следы сохранились в творчестве таких писателей, как Грибоедов (единство времени и места, говорящие фамилии, проповедь просвещения в «Горе от ума») и Пушкин («Воль ность», «Воспоминания в Царском Селе», «Деревня» и др. стихотворения). Однако уже в начале XIX века рамки классицизма стали узки для большинства крупных писателей.