Тест по повести Н. В. Гоголя «Шинель» 1. «Шинель» - произведение:
а) романтическое,
б) сентиментальное,
в) реалистическое.
2. В какой из сборников Н.В.Гоголя входит повесть «Шинель»?
А) «Арабески»
Б) «Петербургские повести»
В) «Миргород»
3. «Кривой глаз и рябизна по всему лицу» - это о ком:
а) об Акакии Акакиевиче,
б) о Петровиче,
в) о «значительном лице».
4. Акакий Акакиевич служил в департаменте:
а) иностранных дел,
б) просвещения,
в) в одном…
5. «Значительное лицо»:
а) титулярный советник,
б) генерал,
в) тайный советник.
6. Какую сумму за новую шинель назвал портной?
А) четыреста рублей
Б) три полсотни
В) два пятака
7. Какую сумму выплатил директор главному герою «противу всякого чаяния»?
А) шестьдесят рублей
Б) сорок рублей
В) сто рублей
8. Сколько лет было Акакию Акакиевичу?
А) сорок
Б) за шестьдесят
В) за пятьдесят
9. Акакий Акакиевич:
а) был равнодушен к работе,
б) старался работать, чтобы не выгнали,
в) служил с любовью, с наслаждением.
10. «Маленький человек» Гоголя:
а) ничтожное существо,
б) личность, временно задавленная обстоятельствами,
в) человек, замкнутый в своем богатом духовном мире.
11. Шинель:
а) художественная деталь,
б) символ,
в) образ.
12. В заглавии повести выражена:
а) тема,
б) идея,
в) заглавие с темой и идеей не связано.
13. Главный вывод автора:
а) «маленький человек» достоин уважения,
б) он продукт бесчеловечного государства,
в) он сам виноват в своей «малости».
14. Где появлялся дух главного героя?
А) у Калинкина моста
Б) на сельском пустыре
В) у Соснового мостика
15. Что сказал мертвец, поймавший значительное лицо?
ответ:
Тема семейности, настоящей любви, «мысль семейная» – одна из основных тем романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Ведь через семейные отношения можно увидеть истинность мышлений и поступков человека, понять его убеждения и нравственные устои. Автор предлагает читателю понаблюдать за семьями Ростовых, Болконских, Курагиных. Все они отличаются друг от друга семейными устоями. Но семья Ростовых в романе «Война и мир» Толстого заслуживает особого внимания. Основа, на которой строятся отношения в этой семье – любовь. А любовь – есть самое благостное чувство из всех живущих в душе человека.
У писателя В.Зеньковского есть фраза: «Семейная жизнь имеет в себе три стороны: биологическую, социальную и духовную. Если устроена какая-либо одна сторона, а другие стороны либо прямо отсутствуют, либо находятся в запущенности, то кризис семьи неизбежен». Эти слова уместно отнести к семье Ростовых во всей их значимости. Теперь посмотрим на дом Ростовых в романе «Война и мир».
Дом Ростовых
Это особенный мир чистоты, естественности, простоты, мир, за который и уважает Лев Толстой «ростовскую породу».
Все в этом доме наполнено любовью и заботой. Вспомним прием гостей на именины двух Наташ. «Очень, очень вам благодарен, за себя и за дорогих именинниц», – говорит всем добродушный, гостеприимный граф Илья Ростов. Все в этом доме уместно: светский такт, общие разговоры, условности высшего света и беготня детей с веселыми криками в гостевой зале. Все описание дома Ростовых строится не с внешних характеристик стен, картин и сводов, а на основе проявления фамильных черт всего семейства. Толстой дает нам это увидеть через характеристику всех членов семьи.
Графиня и граф Ростовы
Начинается описание Ростовых в романе со сцены именин матери и дочери. Кстати, неслучайно, автор дает им одно имя на двоих – Наташа-дочь перенимает у Натальи-матери свойство семейного мира и уюта, гармонии при создании новой семьи. Граф радуется всем присутствующим, Толстой называет его «веселым старичком», который даже пускается в пляс с гостьей Марьей Дмитриевной. Графиня же на вопросы гостей о детях отвечала ласково и непринужденно: «Сколько страданий, сколько беспокойств перенесено за то, чтобы теперь на них радоваться!» И это было истинной правдой: «До сих пор я была, слава богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием». Естественность ее поведения говорит об отсутствии лжи в семье вообще. Нет притворства даже перед гостями, все идет своим черед.
Не випадково в центрі уваги поетів були сторінки історії, які ілюстрували героїзм різних епох. Культивування героїчного як національного імперативу переслідувало конкретну мету — сформувати нову особистість, новий тип борця за українську справу, позбавленого комплексів національної меншовартості, спроможного піднятися на боротьбу за самостійність України.
У цьому зв’язку важливо з’ясувати вплив на творчість О.Теліги центральної постаті з-поміж «вісниківців», а саме Д. Донцова, блискучого літератора та ідеолога модерного націоналізму.
Творчість самого Д. Донцова слід розглядати як протидію зневірі й апатії, що панували в середовищі інтелігенції. Втрата жаданої державності, жорсткий окупаційний прес, ставили українців у стан безвиході. Здавалося, що закони логіки й здорового глузду не здатні розв’язати жодної проблеми.
Але Д. Донцов апріорі не сприймав раціональних розв’язок. Його ідеологічна концепція наголошувала на ірреальних, подекуди містичних чинниках, які не потребували логіки і не піддавалися раціоналізмові. Глибока, фанатична віра, джерелом якої є воля, спроможна вивести загнаний у духовне й фізичне гето народ, спрямувати його енергію на боротьбу з окупантами. Ідеї Д. Донцова полонили багатьох, а коли додати його блискучий і переконливий стиль, ерудованість та інтелектуалізм, то можна сповна збагнути причини популярності Д. Донцова серед молоді.
Однак, коли Д.Донцов сформував образ нової людини — «лицаря абсурду», то це ще не було розв’язкою всіх суспільних проблем. Інакше кажучи, ситуація потребувала концептуальних моделей, які давали б чіткі відповіді на питання, що стояли перед нацією у площині духовного, політичного, економічного, життя. Саме цю місію виконала Організація Українських Націоналістів. Теоретики й ідеологи організованого націоналістичного руху адаптували духовні концепції націоналізму в практичні програми дії.