Тест по произведениям Е.И. Носова «Кукла», «Живое пламя». 7 класс.
1. Жанр произведения:
а) воспоминания;
б) рассказ;
в) быль.
2. Кто в тексте рассказа «Кукла» назван хозяином омута?
а) Акимыч;
б) сом;
в) рассказчик
3. Описывая реку, рыбалку, траву, цветы, автор поднимает проблему:
а) экологическую;
б) взросления человека;
в) благодарности всему живому.
4. Какие изменения произошли с тем местом, где любил рыбачить рассказчик?
а) река разлилась, стала полноводной;
б) все было, как и прежде;
в) река сузилась, обмельчала
5. Что общего было у рассказчика с Акимычем?
а) вместе воевали;
б) были родственниками;
в) были одного возраста
6. Какой отпечаток наложила контузия на здоровье Акимыча?
а) стал плохо слышать;
б) пропадала речь;
в) пострадало зрение
7. Эпизод с куклой показался Акимычу таким страшным, потому что:
а) напомнил военное время;
б) дети не жалеют игрушек;
в) люди засоряют окружающую среду.
8. О чем, по мнению Акимыча, свидетельствует отношение людей к куклам?
а) о бездушии, безразличии и злобе людей;
б) о расточительстве;
в) о неумении ценить вещи, им принадлежащие.
9. . Жанр произведения:»Живое пламя»
а) очерк;
б) воспоминания;
в) рассказ.
10. Название произведения:
а) определяет его тематику;
б) метафорически воссоздает образ сына;
в) указывает на источник авторского вдохновения.
11. Главная мысль, которой подчинено содержание произведения:
а) взаимоотношения людей;
б) вечная память павшим в Великой Отечественной войне;
в) забота об окружающих людях.
12. В фразе: «Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью» используется:
а) сравнение;
б) олицетворение;
в) метафора.
13. В произведении есть персонажи:
а) только положительные;
б) только отрицательные;
в) и положительные, и отрицательные.
14. В основе сюжета произведения «Живое пламя» ... : а) обычные бытовые сцены; б) жизнь тёти Оли; в) короткая жизнь цветов
15. В рассказе «Живое пламя» звучат голоса: а) одного персонажа; б) нескольких; в) двух
16. Во фразе «Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью» - используется:
а) сравнение; б) олицетворение; в) метафора
17. Сказав: «Да, сгорел… короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную жизнь прожита. И у людей так бывает…»,- тётя Оля имела в виду: а) короткую жизнь мака; б) красоту цветка; в) судьбу сына.
Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромцев, помещики, не ладят между собой. Берестов вдовец, преуспевает, любим соседями, имеет сына Алексея. Муромский «настоящий русский барин», вдовец, англоман, хозяйство ведет неумело, воспитывает дочь Лизу. Алексей Берестов хочет делать военную карьеру, отец не соглашается, и пока Алексей живет в деревне «барином», производя неизгладимое впечатление на романтических уездных барышень, в том числе на Лизу, дочь Муромского. «Ей было 17 лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо». Однажды горничная Лизы Настя идет в гости к служанке Берестова, видит Алексея. Лиза представляла его себе «романтическим идеалом»: бледным, печальным, задумчивым, но, по рассказам Насти, молодой барин весел, красив, жизнерадостен. Несмотря на то, что в деревне распространяется слух о несчастной любви Алексея, он «баловник», любит гоняться за девушками. Лиза мечтает с ним встретиться. Она решает нарядиться в крестьянское платье и вести себя как простая девушка. В роще встречает Алексея, который едет на охоту. Молодой человек вызывается ее проводить. Лиза представляется Акулиной, дочерью кузнеца. Назначает Алексею следующее свидание. Целый день молодые люди думают только друг о друге. Увидев Алексея вновь, Лиза-Акулина говорит, что это свидание будет последним. Алексей «уверяет ее в невинности своих желаний», говорит «языком истинной страсти». Условием следующей встречи Лиза ставит обещание не пытаться ничего о ней узнать. Алексей решает держать слово. Через 2 месяца между Алексеем и девушкой возникает взаимная страсть. Однажды Берестов и Муромский случайно встречаются в лесу на охоте. От испуга лошадь Муромского понесла. Он падает, Берестов приходит к нему на , а затем приглашает к себе в гости. После обеда Муромский, в свою очередь, приглашает Берестова приехать с сыном в свое имение. «Таким образом вражда старинная и глубоко укоренившаяся, казалось, готова была прекратиться от пугливости куцей кобылки». Когда Берестов с Алексеем приезжают, Лиза, чтобы Алексей не узнал ее, появляется набеленная, насурьмленная, с фальшивыми локонами. За обедом Алексей играет роль «рассеянного и задумчивого», а Лиза «жеманится, говорит сквозь зубы и только по-французски». На другое утро Лиза-Акулина встречается с Алексеем в роще. Тот признается, что во время визита к Муромским даже не обратил внимания на барышню. Начинает обучать девушку грамоте. Та «быстро учится». Через неделю между ними завязывается переписка. Почтовым ящиком служит дупло старого дуба. Помирившиеся отцы подумывают о свадьбе детей (Алексею достанется богатое имение, у Муромских большие связи). Алексею же приходит в голову «романтическая мысль жениться на крестьянке и жить своими трудами». Он делает Лизе-Акулине предложение в письме и едет объясниться с Берестовым. Застает дома Лизу, читающую его письмо, узнает в ней свою возлюбленную.
Композиция
В произведение преобладает стихотворный размер ямб с использованием перекрестной рифмы.
Лирический герой (он же голос автора) восхищается рекой Волгой и рассуждает о ее значении в жизни людей.
Жанр
Произведение относится к жанру поэмы. Некоторые критики «Горе старого Наума» называли «маленькой поэмой» или «стихотворной новеллой».
Средства выразительности
В произведении для передачи темы и основной мысли автора присутствуют тропы. Некрасов использует слова и изречения, отражающие сущность кулачества.
Эпитеты
Случайные тревоги, с береговой дороги, ущелья темных берегов, стогласым эхом, напев унылый, но гул довольного труда, моей реки любимой, народ неутомимый, прибрежные пустыни, по гладкой их равнине, суда-гиганты, несчетною толпою, бодрый труд над вечною рекою .
Олицетворение
«Волга-матушка». Река оживает в поэме. Не зря Некрасов даже обозначает свое творение «Волжской былью».
А паруса, что крылья птиц, а Волга чуть лепечет, Чу! резко свистнул пароход .
Метафоры
Колеблются лениво, а. месяц медленно плывет, стогласым эхом полны, созреет густо заселит .
Аллитерация
Освобожденный от оков, народ неутомимый, прибрежные пустыни, месяц медленно .
Гипербола
Чу! резко свистнул пароход, бежит и искры мечет, стогласым эхом полны, но гул довольного труд, несчетною толпою, и будет вечен бодрый труд над вечною рекою .