Тест по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» б класс. З вариант
1. Действие рассказа происходит:
а) на Урале б) на Кавказе в) на Алтае;
2. У кого было ружье?
а) у обоих: и Жилина, и Костылина б) только у Костылина, в) только у Жилина;
3. Какой уговор был у Жилина с Костылиным, когда они решили ехать без солдат?:
а) не разъезжаться б) каждый сам за себя;
4. Вставьте вместо точек фамилию действующего лица, соответствующего описанию: «А
мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет».
а) красный татарин б) Жилин в) Костылин;
5. Вставьте вместо точек фамилию действующего лица, соответствующего описанию: «А хоть
невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина».
а) Жилин б) Абдул в) Костылин;
6. Какой выкуп требовали изначально за Жилина?
а) 3000 рублей б) 50 рублей в)100 руб.
7.Какой срок для выкупа дал хозяин Жилину и Костылину?
а) 2 недели, б) 1 неделю, в) месяц
8. Пленных держали:
а) в сарае б) в доме в) в мечети.
9. Жилин лепил кукол:
из хлеба б) из глины в) из пластилина;
10. Офицеры были в плену: а) неделю б) меньше месяца в) больше месяца;
11. Жилин вновь решается на побег, потому что
а) Костылину стало лучше б) с него сняли колодки в) узнал, что его хотят убить;
12. Жилин вернулся в крепость: а) на коне, б) в колодках пешком, в) его привели татары,
Капитанская дочка” — исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Почему Пушкин обращается к истории. Пугачевского восстания? Дело в том, что эта тема долгое время считалась запретной, неудобной, и историки практически не занимались ею, а если и занимались, то освещали однобоко.
Пушкин проявил огромный интерес к теме крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева, но вначале он столкнулся практически с полным отсутствием материалов. Тогда он сам едет в Оренбургскую область, расспрашивает еще оставшихся в живых очевидцев и участников, долгое время проводит в архивах. Фактически Пушкин стал первым историком, объективно отразившим события этой суровой эпохи. Ведь исторический трактат “История Пугачевского бунта” воспринимался современниками Пушкина как научный труд.
Если “История Пугачевского бунта” — историческое сочинение, то “Капитанская дочка” написана совсем в другом жанре. Это исторический роман. Главный принцип, который использует Пушкин в своем произведении, — это принцип историзма, так как основной сюжетной линией стало развитие реальных исторических событий. Вымышленные герои, их судьбы тесно переплетаются с историческими лицами. В каждом эпизоде “Капитанской дочки” можно провести параллель между судьбами отдельных личностей и судьбой народа в целом/
Форма мемуаров, выбранная автором, говорит о его исторической зоркости. В XVIII веке действительно можно было подобным образом описать “пугачевщину” в воспоминаниях, для внуков. Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве мемуариста. Пушкину был нужен свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был бы лично знаком с Пугачевым и его окружением.
Пушкин намеренно выбрал для этого дворянина. Как дворянин по своему социальному происхождению и офицер, призванный присягой усмирять бунт, он верен долгу. И мы видим, что Петр Гринев действительно не уронил своей офицерской чести. Он добр, благороден. На предложение Пугачева служить ему верой и правдой Гринев отвечает с твердостью отказом, так как присягал государыне-императрице. Но он и отвергает восстание “как бессмысленный и беспощадный бунт”, кровопролитие. Петр Гринев последовательно повествует нам не только о кровавых и жестоких расправах, подобных расправе в Белогорской крепости, но и о справедливых поступках Пугачева, о его широкой душе, мужицкой смекалке, своеобразном благородстве. Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза щадил и миловал его Пугачев. “Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, — говорит Гринев, — данной мне им в. одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты... ”
Образ Гринева дан в динамике: Гринев-юноша, недоросль, и Гринев-старик. Между ними существует некоторое различие в убеждениях. Старик не только описывает, но и оценивает юношу. Иронично рассказывает Гринев о своем детстве; при описании эпизода бегства из осажденного Оренбурга возникает интонация, оправдывающая безрассудный поступок героя. Выбранная форма повествования позволяет герою посмотреть на себя со стороны. Это была удивительная художественная находка.
Значительное место в повести занимает и Емельян Пугачев. Его характер раскрывается постепенно в ходе событий. Первая встреча происходит в главе “Вожатый”, в следующий раз это уже предводитель мятежников. Далее он предстает великодушным, справедливым человеком. Особенно ярко это проявляется в сцене освобождения Маши. Пугачев наказывает Швабрина и отпускает Гринева с невестой, приговаривая: “Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать”.
В заключение хотелось бы остановиться еще на одном незримом герое этой чудесной повести, на образе самого автора, который своим тайным присутствием все время наблюдает за событиями и поступками героев. Выбрав Гринева рассказчиком, Пушкин не прячется за него. Позиция писателя очень четкая. Во-первых, очевидно, что Гринев выражает мысли автора о восстании. И т. д
Сейчас все дни по-осеннему хмурые, но эти разноцветные, весёлые деревья не дают мне грустить. Как раз сегодня мы решили собраться с друзьями в лесу, на пикник. Поприветствовав по-дружески первого прохожего (Просто из-за хорошего настроения), я свернул на тропинку, ведущую к поляне. Устроившись по-походному, друзья уже расположились на ней.
Отдохнув по-настоящему от осенней хандры, на следующей день, рано утро утром, я встал и пошел читать книгу. А помню, как давным-давно я сам просил прочитать мне что-нибудь маму. Ах, она сидела где-то здесь, рядом со мной, на кровати. Мы когда-то читали много, когда-то малоНо я запомню эти вечера навсегда.