1. Близкие друзья 2. Ссора 3. Сговор Троекурова с Шабашкиным 4. А.Г. Дубровский проигрывает суд 5. Старый Дубровский заболевает 6. Нянька уведомляет о случившемся молодого Дубровского 7. Приезд Владимира в Кистенёвку.
8.Кирила Петровича мучают угрызения совести
9. Приезд Троекурова к Дубровскому
10. Смерть старого Дубровского
11. Похороны А.Г. Дубровского 12. Приезд чиновников в Кистенёвку 13. Чиновники остаются в доме на ночь 14. Архип по распоряжению Владимира поджигает дом 15. Архип кошку 16. Расследование случившегося пожара 17. В окрестностях появляется шайка разбойников 19. Появление молодого учителя-француза Дефоржа 20. Француз убивает медведя 21. В день храмового праздника 1 октября 22. Праздничное застолье в Покровском 23. Разговор о разбойниках 24. Спицын и Дефорж в одной комнате. 25. Ограбление и запугивание Спицына ночью 26. Знакомство Дубровского с французом-учителем 27. Обмен документами
Быта и эпохи. Вопреки литературным канонам изображения князя, Владимир наделен индивидуальными человеческими чертами. Это не только воин, государственный деятель, но и чувствующий, страдающий, остро переживающий жизненные события человек. Для него важно, чтобы дети и другие люди, к которым обращены его слова, приняли наставление "в сердце свое". Его волнует проблема этической ответственности человека, сохранение таких чувств и качеств, как сострадание, справедливость, честь, трудолюбие. Сам же Мономах эмоционально поглощен религиозными чувствами, воспевая божественную гармонию всего сущего, провозглашая человеколюбие, милосердие Бога, сотворившего своей милостью множество великих чудес и благ, подарившего людям землю и весь окружающий мир. Восторженно говорит Мономах о "божьей мудрости" ради человека. Возвышенные слова следуют одно за другим: "Разум человеческий не может постигнуть чудеса твои. Велик ты, и чудны дела твои и благословенно и славно имя твое во веки по всей земле"5. Идея покаяния, победы добра над злом не оставляет Мономаха. Она выражена в письме к Олегу Святославичу. Покаяться должен, по мысли князя, допустивший гибель его сына Олег, покаяться должен и сам Владимир, не предупредивший ее: "Следовало бы тебе, увидя кровь и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: “увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери — слезы”"6. Сам же Мономах готов к страшному суду: "На страшном суде, — пишет он, — без обвинителей сам себя обличу..."7. Лирическое начало в послании приближает его к народной поэзии, к песенной лирике, придает эмоциональность повествованию. Так, уподобление тела сына цветку, впервые распустившемуся, или сравнение снохи, захваченной в плен Олегом Святославичем, с горюющей горлицей на сухом дереве, предвосхищающее плач Ярославны в "Слове о полку Игореве", соотносятся с элементами народной поэзии. А молитва Мономаха, включенная в "Поучение", по своей художественной сути близка к песенной лирике, к народным плачам. "Премудрости наставник и смысла податель, неразумным учитель и нищим заступник! Утверди в разуме сердце мое, владыка! Дай мне дар слова, отче, устам моим не запрещай взывать к тебе. Милостивый, помилуй падшего!.."8. Высокие представления об этических ценностях автор "Поучения" старается внушить читателям. В произведении также находят отражение детали реального быта: с этнографической точностью передаются исторические события — борьба с половцами, походы князей. Географическое пространство обширно и отражает события русской истории в движении. Перечисляются битвы, города, земли, реки, имена русских князей и половецких ханов. Описывает Мономах и отдельные ситуации, моменты битв: "билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не дала им войти в острог"9, или, например, драматическую картину похода дружины численностью около ста человек, с детьми и женами, из Чернигова в Переяславль. Автор отмечает, как "облизывались на них, точно волки, половцы, стоя у перевоза и на горах. Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля"10. Социальная практика и трудовая деятельность князя раскрывается в следующем его замечании: что надлежало делать отроку его, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. Сам делал, что было надо. В целом "Поучение" раскрывает облик незаурядного государственного деятеля русского средневековья,
1. Близкие друзья
2. Ссора
3. Сговор Троекурова с Шабашкиным
4. А.Г. Дубровский проигрывает суд
5. Старый Дубровский заболевает
6. Нянька уведомляет о случившемся молодого Дубровского
7. Приезд Владимира в Кистенёвку.
8.Кирила Петровича мучают угрызения совести
9. Приезд Троекурова к Дубровскому
10. Смерть старого Дубровского
11. Похороны А.Г. Дубровского
12. Приезд чиновников в Кистенёвку
13. Чиновники остаются в доме на ночь
14. Архип по распоряжению Владимира поджигает дом
15. Архип кошку
16. Расследование случившегося пожара
17. В окрестностях появляется шайка разбойников
19. Появление молодого учителя-француза Дефоржа
20. Француз убивает медведя
21. В день храмового праздника 1 октября
22. Праздничное застолье в Покровском
23. Разговор о разбойниках
24. Спицын и Дефорж в одной комнате.
25. Ограбление и запугивание Спицына ночью
26. Знакомство Дубровского с французом-учителем
27. Обмен документами
Сам же Мономах эмоционально поглощен религиозными чувствами, воспевая божественную гармонию всего сущего, провозглашая человеколюбие, милосердие Бога, сотворившего своей милостью множество великих чудес и благ, подарившего людям землю и весь окружающий мир.
Восторженно говорит Мономах о "божьей мудрости" ради человека. Возвышенные слова следуют одно за другим: "Разум человеческий не может постигнуть чудеса твои. Велик ты, и чудны дела твои и благословенно и славно имя твое во веки по всей земле"5.
Идея покаяния, победы добра над злом не оставляет Мономаха. Она выражена в письме к Олегу Святославичу. Покаяться должен, по мысли князя, допустивший гибель его сына Олег, покаяться должен и сам Владимир, не предупредивший ее: "Следовало бы тебе, увидя кровь и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: “увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери — слезы”"6.
Сам же Мономах готов к страшному суду: "На страшном суде, — пишет он, — без обвинителей сам себя обличу..."7.
Лирическое начало в послании приближает его к народной поэзии, к песенной лирике, придает эмоциональность повествованию. Так, уподобление тела сына цветку, впервые распустившемуся, или сравнение снохи, захваченной в плен Олегом Святославичем, с горюющей горлицей на сухом дереве, предвосхищающее плач Ярославны в "Слове о полку Игореве", соотносятся с элементами народной поэзии. А молитва Мономаха, включенная в "Поучение", по своей художественной сути близка к песенной лирике, к народным плачам. "Премудрости наставник и смысла податель, неразумным учитель и нищим заступник! Утверди в разуме сердце мое, владыка! Дай мне дар слова, отче, устам моим не запрещай взывать к тебе. Милостивый, помилуй падшего!.."8.
Высокие представления об этических ценностях автор "Поучения" старается внушить читателям. В произведении также находят отражение детали реального быта: с этнографической точностью передаются исторические события — борьба с половцами, походы князей. Географическое пространство обширно и отражает события русской истории в движении. Перечисляются битвы, города, земли, реки, имена русских князей и половецких ханов. Описывает Мономах и отдельные ситуации, моменты битв: "билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не дала им войти в острог"9, или, например, драматическую картину похода дружины численностью около ста человек, с детьми и женами, из Чернигова в Переяславль. Автор отмечает, как "облизывались на них, точно волки, половцы, стоя у перевоза и на горах. Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля"10.
Социальная практика и трудовая деятельность князя раскрывается в следующем его замечании: что надлежало делать отроку его, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. Сам делал, что было надо.
В целом "Поучение" раскрывает облик незаурядного государственного деятеля русского средневековья,