Тест
Распутин В.Г. «Уроки французского» для 6 класса
1. К какому жанру относится произведение В.Г. Распутина «Уроки французского»?
1. Рассказ
2. повесть
3. Роман
4. Легенда
2. Название произведения связано:
1. с историей о дополнительных занятиях по французскому языку
2. с уроками нравственности и доброты, которые преподавала мальчику учительница французского языка
3. с рассказом юного героя о любимых уроках французского языка
3. Причиной одиночества рассказчика является:
1. Гордость
2. тоска по дому
3. его скупость
4. В какое время происходят действия произведения?
1. в предвоенное время
2. во время Великой Отечественной войны
3. в послевоенное время
5. Чем был «знаменит» герой среди жителей своей деревни?
1. Герой писал за старух и читал письма жителям разбираться в облигациях.
2. Рассказчик оказывал одиноким старикам посильную в хозяйстве.
3. Мальчик умел читать сам и учил грамоте своих ровесников.
4. Он самостоятельно сочинял рассказы и повести.
6. В каком возрасте у героя «началась самостоятельная жизнь»?
1. в 9 лет
2. в 10 лет
3. в 11 лет
4. в 12 лет
7. Почему герой не рассказал матери о том, что у него хлеб и картошка «таинственным образом исчезают»?
1. Мальчик боялся, что его отругают за ябедничество.
2. Он думал о маме: ей не станет легче, если она узнает правду.
3. Ему хватало и оставшейся картошки, чтобы не быть голодным.
4. Герой боялся, что его уличат во лжи, хотя он знал, что это правда.
8. Почему герой начинает играть в «чику» на деньги?
1. Ему были необходимы деньги, чтобы, отсылая их домой прокормить свою семью.
2. Герой был азартным человеком, поэтому его заинтересовал сам процесс игры.
3. Мальчик хотел отработать навыки игры, чтобы выигрывать у Вадика.
4. Таким образом он зарабатывал на кружку молока, которое ему было необходимо для лечения «малокровия».
9. Почему главный герой рассказа вернул посылку Лидии Михайловне?
1. Чувство собственного достоинства, гордость, настойчивость не позволили мальчику принять посылку от Лидии Михайловны.
2. Ему было стыдно перед одноклассниками, которые, узнав об этом, посмеялись бы над ним.
3. Отправляя сына в «район», мама запретила герою принимать подарки от чужих.
4. Герой не любил макароны, которые находились в посылке.
10. Какую роль в жизни героя сыграла его учительница Лидия Михайловна?
1. Она научила его правильно произносить французские слова.
2. Лидия Михайловна кормила голодного и больного ученика.
3. Лидия Михайловна научила героя играть в «замеряшки», что пригодилось ему в будущем.
4. Общение с Лидией Михайловной стало для героя уроками жизни, воспитанием чувств.
11. Рассказчик считал, что французские слова:
1. придуманы для наказания.
2. совсем не похожи на русские слова
3. удивительно благозвучны.
12. О чём произведение В.Г. Распутина «Уроки французского»? Укажите неправильный ответ.
1. о взаимоотношениях учителя и ученика.
2. о становлении героя, приобретении им духовного опыта.
3. о раннем взрослении детей в трудные послевоенные годы.
4. о дружбе и предательстве
13. Истинная цель игры в "замеряшки":
1. желание учительницы вспомнить детство но голодному ученику.
3. стремление учительницы заинтересовать героя изучением французского языка
14. После случая, когда директор застал героев за игрой в "замеряшки", Лидия Михайловна:
1. перешла работать в другую школу.
2. уехала на родину.
3. больше не играла в "замеряшки" с учеником.
15. Персонаж произведения, о котором рассказчик говорит: "Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного - рослого и крепкого, заметного своей силой и властью, парня, с длинной рыжей челкой", - это:
1. Птаха
2. Вадик
3. Федька
16. В чём заключается смысл названия произведения В.Г. Распутина «Уроки французского»?
1. Произведение называется именно так, потому что в центре повествования лежит рассказ об изучении героем французского языка.
2. Учительница давала мальчику не только уроки французского языка, но еще уроки терпения, настойчивости и доброты.
3. Основное содержание произведения заключается в преодолении героем трудностей, которые он испытывал при произношении французских слов.
4. Смысл названия рассказа подчеркивает авторскую позицию: для интеллигентного человека необходимо ещё в детстве изучать французский язык.
1) лица людей
*** «…Вглядитесь в лица, в осанки и в движения этих людей: в каждой морщине этого загорелого скуластого лица, в каждой мышце, в ширине этих плеч, в толщине этих ног, обутых в громадные сапоги, в каждом движении, спокойном, твердом, неторопливом, видны эти главные черты, составляющие силу русского,- простоты и упрямства; но здесь на каждом лицо кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили еще следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства…»
2) цвета
*** «в сереньком полосатом платье и повязанная черным платком»
*** «глаза блестят каким-то особенным блеском»
*** «Белокурый, с пухлым и бледным лицом»
*** «голубые оловянные глаза»
3) звуки
*** "и вы услышите равномерное, довольно приятное такое, с которым с трудом соединяется мысль об ужасном, посвистывание бомбы, услышите приближающееся к вам и ускоряющееся это посвистывание, потом увидите черный шар, удар о землю, ощутительный, звенящий разрыв бомбы".
*** "еще посвистыванье, удар и разрыв бомбы…"
Согласны ли вы с тем, что картина построена на контрасте?
Да, согласна, ведь контраст налицо: вокруг кипит мирная жизнь, и здесь же раздаются взрывы, бомбы, убитые, раненые, крики, ужас.
*** «…где смена часовых, побрякивая ружьями; где доктор уже спешит к госпиталю; где солдатик вылез из землянки, моет оледенелой водой загорелое лицо и, оборотясь на зардевшийся восток, быстро крестясь, молится богу; где высокая тяжелая маджара на верблюдах со скрипом протащилась на кладбище хоронить окровавленных покойников, которыми она чуть не доверху наложена...»
*** «…На набережной шумно шевелятся толпы серых солдат, черных матросов и пестрых женщин. Бабы продают булки, русские мужики с самоварами кричат: сбитень горячий, и тут же на первых ступенях валяются заржавевшие ядра, бомбы, картечи и чугунные пушки разных калибров. Немного далее большая площадь, на которой валяются какие-то огромные брусья, пушечные станки, спящие солдаты; стоят лошади, повозки, зеленые орудия и ящики, пехотные козлы; двигаются солдаты, матросы, офицеры, женщины, дети, купцы; ездят телеги с сеном, с кулями и с бочками…»