Тест. «Романтизм – реализм»
1) Основоположник теории романтизма:
а) Фридрих Шиллер б) Виктор Гюго в) Фридрих Шлегель
2) Что не является источником романтизма:
а) Великая французская революция б) Философия Фихте в) Роман И. Гёте «Страдания юного Вертера».
3) Термин романтизм в 18 в. обозначал
а) всё необычное, таинственное, средневековое
б) реальное, действительное, настоящее в) выдуманное, несуществующее в жизни, запредельное
4) «Двоемирие», идеал – прекрасное, совершенное, часто таинственное, а поэтому непостижимое, необычные обстоятельства это
а) принципы романтизма б) реализма в) классицизма
5) Кто не является представителем романтизма:
а) Дж. Г. Байрон б) Пушкин А.С. в) Чехов А.П.
6) Острая неудовлетворённость социальной действительностью, разочарование в окружающем мире, порыв творческой незаурядной личности к ещё не осознанному, смутному идеалу - это причины возникновения
а) реализма б) классицизма в) романтизма
7) Незаурядная, яркая личность, бросает вызов обществу, непонимающему его,
основа личности – страсть и воображение, гордость и независимость, стремление к идеалу и свободе.- это
а) реалистический герой б) романтический герой в) фантастический герой
8) Кому принадлежат эти слова: «Пора пришла. Для мира и для поэзии наступает новая эпоха... Поэт должен советоваться только с природой, истиной и своим вдохновением».
а) Виктор Гюго б) Адам Мицкевич в) Дж. Г. Байрон
9) Автор мелодии «Аве Мария»:
а) Шопен б) Шуберт в) Шуман
10) Автор музыки к опере «Кармен» :
а) Жорж Бизе б) Франц Шуберт в) Фредерик Шопен
11) Автор картины «Свобода на баррикадах»:
а) Эжен Делакруа б) Поль Гоген в) Винсент Ван Гог
12) Реализм показывает зависимость человека
а) от собственных переживаний и волнений б) от социальной среды и жизненных обстоятельств в) от исторических и природных катаклизмов
13) Типический характер в типических обстоятельствах показывает:
а) романист б) сентименталист в) реалист
14) В переводе с латинского «реализм» означает:
а) необычный, таинственный, средневековый б) действительный, вещественный в) выдуманный, несуществующий
15) Предмет изображения реалиста:
а) сама жизнь б) фантастический мир в) мечта, иллюзия
16) Кто не является представителем реализма:
а) Жуковский В.А. б) Гоголь Н.В. в) Пушкин А.С.
Определение жанра, формы. – стихотворение относятся к любовной лирике, к жанру лирического произведения.
Выявление сюжета. Пушкин представляет ёмкий очерк своей жизни между первой встречей с героиней послания и настоящим моментом, косвенно упоминая основные события, произошедшие с биографическим лирическим героем: ссылка на юг страны, период горького разочарования в жизни, подавленное настроение в период новой ссылки в родовое имение Михайловское. Однако вдруг наступает воскресение души, чудо возрождения жизни, лирический герой вновь встречает героиню стихотворного послания: «Душе настало пробужденье: / И вот опять явилась ты…» .
Обозначение темы. -тема любви неразрывно сочетается с философскими раздумьями поэта о своей собственной жизни, о радости бытия, о приливе творческих сил в чудные и редкие мгновения встречи с чарующей красотой.
Истолкование названия. Стихотворение начинается с воспоминания о дорогом и прекрасном образе, на всю жизнь вошедшем в сознание поэта. Это глубоко сокровенное, затаенное воспоминание согрето трепетным и горячим незатухающим чувством, благоговейным преклонением перед святыней красоты.
Анализ композиции. Композиционно произведение можно разделить на три совершенно равные части, каждая из которых имеет самостоятельное смысловое наполнение: воспоминание о давней встрече поэта с юной красавицей, воспроизводство того, что особенно запомнилось в те часы, затем горестное сознание и вновь пробуждение глубоких душевных чувств к ним.
Характеристика лирического героя. В памяти поэта «милые черты» не стираются, «голос нежный» все также звучит в душе. Пушкин вспоминает годы петербургской жизни в томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумной суеты» , воссоздает иной настрой чувств в период южной ссылки («Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты») , говорит о «мраке заточенья» михайловской ссылки, о тягостных днях, проведенных в глуши:
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душа лирического героя Пушкина спала («душе настало пробужденье») , возвращение любимой «пробуждает» героя Пушкина.
.Анализ языка. Лексика (использования эпитетов, сравнений и т. д. ) Своего рода музыкальным рефреном звучит дважды повторенный эпитет «голос нежный» , рифмы внешне непритязательны («нежный – мятежный» , «вдохновенья – заточенья») , но и они полны гармонии, песенности, романсовости стиха.