ТЕСТ Тест по поэме А.Твардовского "Василий Тёркин"
1. Какие слова являются лейтмотивом главы «Переправа»?
а) «Берег левый, берег правый»;
б) «Переправа, переправа!»;
в) «Кому память, кому слава».
2. Перечитай поэтические строки. Что с стремится показать автор?
«Но уже идут ребята,
На войне живут бойцы,
Как когда-нибудь в двадцатом
Их товарищи - отцы.
Тем путём идут суровым,
Что и двести лет назад
Проходил с ружьём кремнёвым
Русский труженик-солдат».
а) передать тяжесть пути;
б) вспомнить старых солдат.
в) показать живучесть традиций русских воинов;
3. В чём проявляется мастерство разговорной речи в последней части главы «Переправа»?
а) в правдивой картине войны.
б) в патетической тональности;
в) в диалоге солдат, стоящих в дозоре;
4. Как воспринимается строфа главы «Переправа»:
Переправа, переправа!
Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идёт святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
а) как клятва, боевой призыв.
б) как напоминание о переправе;
в) как описание тяжёлого боя;
5. Каким человеком предстаёт Василий Тёркин в главе «О награде»?
а) мечтающим о несбыточном.
б) гордым
в) добрым, жизнерадостным Что звучит в главе «Гармонь»?
а) желание Тёркина поднять настроение товарищам
б) непреходящая печаль о погибших
в) жизнеутверждающая сила.
7. К чему по своему колориту приближается глава «Два солдата»?
а) к рассказу
б) к ;
в) к бытовой сказке;
8. Какой приём использует автор, рисуя образы в главе «Два солдата»?
а) противоречие;
б) сравнение;
в) сопоставление.
9. В чём раскрывается характер Василия Тёркина в главе «О награде»?
а) в рассказе повествователя о нём.
б) в рассказе о нём кого-то из присутствующих;
в) в монологе героя
10. Василий Тёркин - это
а) историческая личность;
б) сказочный герой;
в) собирательный образ солдата
11. Каким можно назвать главного героя поэмы «Василий Тёркин»?
а) исключительным;
б) обыкновенным;
в) необыкновенным
12. О чём напоминает автор поэмы Александр Твардовский в строках главы «О войне»?
«…Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за всё на свете.
От Ивана до Фомы,
Мёртвые ль, живые,
Все мы вместе — это мы,
Тот народ, Россия.
а) об огромных потерях на войне;
б) о вине живых перед мёртвыми;
в) о том, что судьба каждого человека неразрывно слита с судьбой его страны.
Рассказ «Уроки французского» имеет автобиографическую основу. Автор изобразил в произведении свою учительницу, которая сделала для него много доброго. Образ Лидии Михайловны занимает в рассказе очень важное место, потому что, по убеждению автора, именно с женскими образами связаны представления обо всем прекрасном и человечном. Именно женщинам отводится важная роль в людей. Вот и в «Уроках французского» учительница по-настоящему своего ученика ему выжить и сохранить свою духовную чистоту.
В рассказе перед нами предстают обычный сельский мальчик и учительница районной школы. Нелегкая судьба и голод заставляют героя произведения связаться с местными мальчишками и начать играть на деньги в «чику». Но по своей натуре он — чистый, умный и честный ребенок, не похожий на других ребят, поэтому не может мириться с несправедливостью и обманом, которым пользуются старшие мальчики. Подростки начинают безжалостно бить и унижать его, пресекая любые попытки отстоять справедливость. И именно в этот момент, очень своевременно, на герою приходит школьная учительница. Узнав, что ученики играют на деньги, Лидия Михайловна решает поговорить с мальчиком и выяснить, для чего он этим занимается. После разговора она понимает, что он играет не ради самих денег и не из азарта. Ему нужен всего один рубль на молоко. Он недоедает, и у него нет другого раздобыть так необходимые ему средства. Мальчик проникается доверием к своей учительнице, потому что не в силах- обманывать эту добрую женщину. Он открывает ей душу, рассказывая о трудностях своей жизни.
Лидия Михайловна приглашает мальчика заниматься дополнительно по французскому — но это только благовидный предлог. В действительности ее глубоко взволновала судьба ребенка. Она стремится как-нибудь мальчику, попавшему в сложную ситуацию, но у него есть гордость, поэтому он не соглашается принимать эту просто так. Он отказывается ужинать у своей учительницы, возмущенно возвращает ей посылку с продуктами. Лидия Михайловна пониманием относите я к его позиции, находит выход, как ей кажется, логичный в такой ситуации. Она предлагает ему играть с ней — сначала просто так, затем — на деньги. Мальчик соглашается. Но он строго следит за тем, чтобы игра была честной, чтобы учительница не поддавалась ему. Справедливо выигранные деньги он согласен принять. А то, что заработаны они таким образом, так ведь это была не его идея. Лидия Михайловна нашла удачный выход, и теперь у героя снова появились деньги, он снова может покупать себе молоко. И при этом он не связан с сомнительной компанией бездельников. Так учительница, рискуя потерять работу своего ученика ему выжить и не потерять себя, своей индивидуальности, своего достоинства.