Тест В. П. Астафьев "Конь с розовой гривой"
1. Как назывался журнал, в котором начал публиковаться В.П.Астафьев?
1. "Смена"
2. "Огонек"
3."Дружба народов"
2. Каково первонвчальное название цикла рассказов В.П.Астафьева о детстве, о селе и его обитателях?
1. "Конь с розовой гривой"
2. "Страницы детства"
3. "Монах в новых штанах"
3. К какому роду литературы относится рассказ В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"?
1. к эпосу
2. к лирике
3. к драме
4. Когда происходит действие рассказа В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"?
1. после Первой мировой войны
2. после Гражданской войны
3. после Великой Отечественной войны
5. Кто из героев рассказа В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой" "плавал когда-то по морям, любил море"?
1. дядя Ваня
2. дядя Левонтий
3. дедушка
6. Кто из героев рассказа В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой" говаривал: " ... главное ... в ягодах - закрыть дно посудины"?
1. тетя Феня
2. тетя Васеня (Левонтьиха)
3. бабушка Катерина Петровна
7. На берегу какой реки находилось село, в котором жил герой рассказа В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"?
1. Ангра
2. Иртыш
3. Енисей
8. Почему герой рассказа В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой" не смог наполнить туесок ягодами?
1. потому что он испугался змеи
2. потому что он ел ягоды
3. потому что он увлекся игрой с соседскими ребятами
9. Что украл у бабушки герой рассказа В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой" для Саньки, чтобы тот не рассказал об обмане?
1. калач
2. шаньгу
3. пирог
10. Какое чувство овладело юным героем рассказа В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой", когда он узнал в лодке бабушку?
1. испуг
2. радость
3. грусть
11. Какую роль в жизни юного героя рассказа В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой" сыграл обман, в который мальчик был втянут?
1. мальчик приобрел авторитет у сверстников
2. мальчик раскаялся в содеянном и был благодарен бабушке за понимание
3. бабушка и дедушка, которые воспитывали его, усилили контроль за его поведением
12. Как поступила бабушка, купив пряник внуку, несмотря на его обман?
1. проявила жалость
2. проявила бесхарактерность
3. проявила доброту и мудрость
13. Употребление каких слов характеризует язык рассказа В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"?
1. употребление диалектных и слов
2. употребление общеупотребительных слов
3. употребление иноязычных слов
14. Как называется выделенное изобразительно-выразительное средство языка, использованное в приведенном ниже диалоге из рассказа В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"?
- Слабо? - сказан он (Санька).
- Мне слабо? - хорохорился я, искоса глядя в туесок. Там было ягод уже выше середины. - Мне слабо? - повторял я гаснущим голосом и, чтобы не не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды в траву ...
1. метафора
2. олицетворение
3. градация
15. В рассказе В.П.Астафьева "Конь срозовой гривой" есть предложение: "Кума! - испуганно-радостным голосом восклицала она (Левонтьиха (тетя Васеня))". Что означает выделенное слово?
1. сестра жены
2. крестная мать по отношению к родителям крестника и к крестному отцу
3. сестра мужа
16. Какую ягоду собирал юный герой рассказа В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой", чтобы "трудом своим заработать пряник"?
Запишите краткий ответ на во Почему все жалели героя рассказа и уделяли ему редкостное внимание?
Запишите краткий ответ на во Какой пряник пообещала купить бабушка внуку за полный туесок ягод?
Запишите краткий ответ на во Какие слова и выражения пропущены в приведенных ниже предложениях из рассказа В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"?
Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане (1) .
Левонтьевские (2) бросали друг в друга посудой, барахтались...
Так интересно и (3) провели мы весь день, и я совсем уж забыл про (4) .
Сколько лет с тех пор (5) ! Сколько событий (6) !.. А я все не могу (7) бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой.
Запишите краткий ответ на во Ученик 6 класса, второпях выполняя домашнее задание, написал следующий план событий рассказа В.П.Астафьева "Конь срозовой гривой бабушки сходить за земляникой.
2.Поход за ягодами.
3. В гостях у двоюродного брата.
4. Левонтий и его семья.
5. Калачи для Саньки.
6. Ночь в кладовой.
7. На рыбалке.
8. Нечестный поступок мальчика.
9. Поездка бабушки в город.
10. Решение мальчика признаться бабушке.
11. Раскаяние мальчика.
12. Раскаяние. Пряник конём.
Восстанови правильный план событий и выбери из приведенных ниже ответов тот, который соответствует ему.
1: 2, 7, 5, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 1
2: 1, 4, 2, 8, 5, 10, 9, 7, 3, 6, 11, 12
3: 4, 1, 2, 3, 5, 10, 9, 7, 8, 6, 11, 12
Жанр эссе все больше входит в практику школьных сочинений, поэтому хочется остановиться на нем подробнее. Сочинение в жанре эссе требует от автора не только продемонстрировать какую-то "сумму знаний", но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, на своем отношении к тому, о чем он пишет. Словом, автор эссе - не только рассказчик, повествователь, но и … герой. Для эссе характерна ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность изложения. Жанр эссе дает право на субъективный подход к теме и свободную композицию.
- 1 - 2 - 3 -Границы жанра довольно размыты. Его определяют иногда как записки, наброски, раздумья. В современной критике есть и такой термин - "авторская проза".
Литературный энциклопедический словарь (М., 1987) сообщает нам, что эссе - это прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующие на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо… Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.
Эссе - древнейший жанр мировой литературы. Произведения в жанре эссе пишутся на философские, духовные, исторические, автобиографические, литературно-критические темы. Важно отметить, что эссе может быть воплощено в совершенно различные литературные формы: проповедь, статья, дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо, слово и др.
Названия произведений этого жанра часто начинаются с союзов "о", содержат союзы "как", "или": "О добродетели", "О предсказаниях", "О воспитании" (Мишель Монтень, создатель жанра эссе, французский философ второй половины XIV века), "Разговор о Данте" (О.Мандельштам), "Пушкин, или правда и правдоподобие" (В. Набоков), "Как читать книгу" (И. Бродский). Это и другие интереснейшие наблюдения сделаны в небольшом, но фундаментальном исследовании жанра, которое вместе с разработкой уроков об эссе даны в статье И.Л. Карнаух "Эссе как один из видов школьного сочинения" ("Русская словесность", 2000, № 5,6). Мы видим, что свобода композиции и право на субъективный подход к раскрытию темы заложены уже в названии.
К эссе обращаются прежде всего такие писатели, творчеству которых свойственно лирическое начало, стремление к самовыражению, самораскрытию личности. Жанр эссе требует свободного владения темой и определенной смелости (самобытности, непохожести на других ) во взглядах и суждениях. Каждый автор эссе, наверное, должен чувствовать, что слова Грибоедова: "Как живу, так и пишу: свободно и свободно", - относятся и к нему тоже.
Маленькие произведения в жанре эссе называются "скитце" (нем.). Это набросок, зарисовка, фрагментарный рассказ. В скитце есть что-то от импрессионизма: главное в нем - впечатление автора, "остановленное мгновенье".
В русской литературе для меня пример таких "остановленных мгновений", правда, поэтических, - это лирика А.А. Фета. Помните:
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали…
Стихотворение посвящено Татьяне Андреевне Берс, в замужестве Кузминской, - родной сестре С.А. Толстой. Думаю, что неслучайно ее считают прототипом Наташи Ростовой. Вы чувствуете, какая сила лирического переживания заложена в этом стихотворении?