Странным образом судьбы офицера и дворянина, его невесты Маши Мироновой, дочери казненного коменданта, оказываются связанными, с одной стороны, с судьбой атамана, выдающего себя за государя, а с другой - с судьбой государства. Какая-то непонятная человеческому разуму сила сводит вместе врагов, делает их на короткое время друзьями и самым непостижимым образом смешивает все привычные понятия. Самозванец своему врагу (Гриневу) в поиске и освобождении невесты. Достаточно было сказать Гриневу: Я ехал в Белогорскую крепость, избавить сироту которую там обижают - и произошло невероятное. Сироту! А ведь Пугачев поднял восстание для того, чтобы не было сирот и обиженных! Слово содержало в себе магическую силу. Пугачев немедленно освободил Машу. Хотя в этой встрече Гриневу грозила явная опасность, потому что сподвижники Пугачева все же напомнили ему о том, что Гринев - дворянин и враг. Почувствовав эту опасность, Петр Андреевич переменил разговор и поблагодарил атамана за лошадь и тулуп, которые ему жизнь. И снова победили человеческие отношения, основанные на доброте и милости.
Примечательна одна подробность. Фонвизин ни словом не обмолвился о том, был ли главный положительный герой его комедии помещиком. В уста Стародума вложена автором знаменательная фраза: “угнетать рабством себе подобных беззаконно”. Правда, как показывает общая идейная направленность "Недоросля", понятие “рабство” в сознании Фонвизина не покрывало собою понятия крепостного права... /.../ И тем не менее чрезвычайно характерно, что, заботясь о благосостоянии своей племянницы, Стародум не связывает его с владением крепостными душами. через стародума фонфизин высказывает свои мысли,свое отношеие к произошедшему.
Стародума можно рассматривать, как образ собирательный, воплощавший в себе не только черты самого Фонвизина, но и тех современников его, для которых приверженность к петровской “старине” была своеобразной формой неприятия екатерининской “новизны”. Уже последующему поколению было ясно, что созданный Фонвизиным образ уходит своими корнями в русскую историческую действительность. Прототипы ему отыскивались и среди сподвижников Петра I, и среди ближайшего окружения Фонвизина. /.../
его невесты Маши Мироновой, дочери казненного коменданта,
оказываются связанными, с одной стороны, с судьбой атамана,
выдающего себя за государя, а с другой - с судьбой государства.
Какая-то непонятная человеческому разуму сила сводит вместе
врагов, делает их на короткое время друзьями и самым непостижимым
образом смешивает все привычные понятия. Самозванец
своему врагу (Гриневу) в поиске и освобождении невесты.
Достаточно было сказать Гриневу: Я ехал в Белогорскую крепость,
избавить сироту которую там обижают - и произошло невероятное.
Сироту! А ведь Пугачев поднял восстание для того, чтобы не
было сирот и обиженных! Слово содержало в себе магическую силу.
Пугачев немедленно освободил Машу. Хотя в этой встрече Гриневу
грозила явная опасность, потому что сподвижники Пугачева все же
напомнили ему о том, что Гринев - дворянин и враг. Почувствовав
эту опасность, Петр Андреевич переменил разговор и поблагодарил
атамана за лошадь и тулуп, которые ему жизнь. И снова победили
человеческие отношения, основанные на доброте и милости.
Стародума можно рассматривать, как образ собирательный, воплощавший в себе не только черты самого Фонвизина, но и тех современников его, для которых приверженность к петровской “старине” была своеобразной формой неприятия екатерининской “новизны”. Уже последующему поколению было ясно, что созданный Фонвизиным образ уходит своими корнями в русскую историческую действительность. Прототипы ему отыскивались и среди сподвижников Петра I, и среди ближайшего окружения Фонвизина. /.../