Тестові завдання "Давня казка" 1. Леся Українка визначила жанр свого твору, а саме:
а) казкова поема; б) лірична оповідь; в) філософська казка; г) казка у віршах.
2. Поета у творі авторка називає:
а) нещасним і талановитим; б) уважним і кмітливим; в) сором'язливим і спритним;
г) пунктуальним і винахідливим.
3. Слово поета «всім давало»:
а) піднесеність і бадьорість; б) розвагу і пораду; в) можливість позбутися всього лихого;
г) користь і впевненість у самовизначенні.
4. Герой твору не відчував ні голоду, ні холоду, бо отримував допомогу від:
а) Господа; б) простого люду; в) кобзарів; г) князя.
5. Характеризуючи лицаря, поетеса назвала його:
а) лихим; б) жорстоким; в) підступним; г) легковажним.
6. Рими у поета —: а) молодята; б) перепілочки; в) промінчики; г) соколята.
7. Щастя для поета — мати:
а) великий гонорар за свої поезії; б) волю; в) графство; г) повагу до себе від лицаря.
8. «Нелегким полюванням» для лицаря було:
а) спіймати пташку; б) дібрати ноти для виконання музики; в) скласти поезію;
г) віднайти музичний інструмент.
9. Чим поет чарував усю громаду?
а) Своїми думками і вчинками; б) вмінням розуміти проблеми народу; в) красою душі;
г) чудовими поезіями,
10. Після виконання серенади у Бертольда зникла:
а) туга; б) лиха думка; в) надія; г) жорстокість.
11. У військовому поході солдат розважала:
а) пісня; б) музика; в) Ізідора; г) вільна думка.
12. Завойовуючи бусурманські міста, Бертольдо відчував себе:
а) сміливим; б) щасливим; в) бадьорим; г) жорстоким.
Раннее стихотворение «Кавказ», созданное шестнадцатилетним М. Лермонтовым в 1830 году, является одним из первых обращений поэта к теме Кавказа. Юноша с детства испытывал глубокую привязанность к этому краю – он трижды бывал там на отдыхе со своей бабушкой, Е. А. Арсеньевой. Из детских воспоминаний и впечатлений о Кавказе особенно запомнилось ему знакомство с девятилетней девочкой летом 1825 года. Впервые стихотворение «Кавказ» было опубликовано уже после гибели поэта - в 1845 году оно вышло в журнале «Библиотека для чтения».
Стихотворение состоит из трех строф-пятистиший, каждая из которых раскрывает свою поэтическую тему: первая строфа посвящена теме расставания с Кавказом, вторую строфу поэт посвятил воспоминаниям о своей матери, а третью – воспоминаниям о первой детской любви. Основная идея стихотворения – раскрытие мира души поэта и выражение искренней любви к Кавказу.
В основе композиции лежит передача внутреннего душевного состояния автора, поэтому повествование ведется от первого лица. Воспоминания о красоте кавказской природы оживляют в душе поэта самые сокровенные переживания, связанные со смертью матери и по-детски трогательным первым чувством. Именно поэтому стихотворение глубоко лирично и очень нежно, а замедленный ритм и напевные интонации придают ему удивительную музыкальность.
Южная природа навевает Лермонтову образ матери, которую он практически не знал:
В младенческих летах я мать потерял,
Но мнилось, что в розовый вечера час,
Та степь повторяла мне памятный глас
Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий – подчеркивает лиризм стихотворения и усиливает поэтичность речи; мужская рифма придает произведению упругость.
Изобразительные средства в стихотворении понять состояние души лирического героя: произведение насыщено метафорами («на заре моих дней», «пять лет пронеслось»), олицетворениями («степь повторяла», «сердце лепечет»), эпитетами («розовый час», «сладкая песня», «божественных глаз»), сравнениями («как сладкую песню отчизны моей»).
Лермонтов использует рефрен «Люблю я Кавказ!», усиленный восклицанием, для выражения своего восхищения красотой этого удивительно прекрасного края. Введение в стихотворение обращений («Я счастлив был с вами, ущелия гор», «О южные горы») свидетельствуют о подлинной любви поэта к Кавказу. Использование инверсии («отчизны моей», «люблю я», «розовый вечера час») усиливает выразительность произведения.
Восприятие величественной природы Кавказских гор находит свое отражение в романтическом мироощущении Лермонтова и в его душевных переживаниях, становясь фактом его личной биографии и рождая наполненные подлинным чувством строки: «Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз».
«Городок в табакерке» — образец художественно-познавательной сказки. В ней научный материал подан в занимательной форме. Мальчик Миша получает в подарок от отца музыкальную табакерку. Он поражён её красотой: на крышке ящика изображены ворота, башенка, золотые домики, золотые деревья. Ещё больше его занимает внутреннее устройство чудесной игрушки. У мальчика возникает желание лучше узнать этот мир, и оно исполняется во сне. Путешествуя по сказочному городу, Миша открывает для себя законы перспективы в живописи, музыкальную теорию контрапункта. А главное, когда он просыпается, он понимает, как работает музыкальный ящик.Главный герой произведения — Миша — очень любознательный, вежливый и несколько наивный мальчик. Порой кажется, что он родился только для того, чтобы задавать вопросы и выслушивать ответы.Сказка носит воспитательный характер. Главная мысль её заключается в том, что всё в мире движется трудом, всё в мире взаимосвязано. А городок в табакерке оказывается своеобразной микромоделью мира.