ТЕСТЫ Центральною проблемою повісті Н. Бічуї «Шпага Славка Беркути є
А) становлення особистості в сучасному світі
Б) вибір майбутньої професії
В) патріотизм та героїзм
Г) прагнення людини до волі
2. Про що розповідала мати коню Шепталу, коли він був малим
А) важке коняче життя
Б) дідів і прадідів
В) майбутню його красу й велич
Г) життя на волі
3. Чиї це слова: «Звірячі закони – людяніші»?
А) пустельник Б) дракон Грицько В) князь Г) лицар Лаврін
4. Галя могла за пояс заткнути будь-якого хлопця в умінні
А) лазити по деревах
Б) бігати наввипередки
В) танцювати
Г) свистіти
5. Галя називала Вітьку
А) орлом Б) вороном В) своїм героєм Г) дуелянтом
6. Установіть відповідність
Твір Проблема
1 «Білий кінь Шептало» А перше кохання
2 «Вітька плюс Галя...» Б неординарна особистість
3 «Місце для дракона» Г добро і зло
4 «Шпага Славка Беркути»
ІІ рівень (по 1 б.)
7. Чому Ніна Бучуя іноді робить підзаголовки «Очима Славка Беркути»?
8. Чому, на вашу думку, Шептало повертається до свого господаря?
9. Прочитавши твір «Місце для дракона», яку відповідь ви б дали на
запитання: чи варто берегти всі традиції?
Витя – главный герой рассказа - живёт без родителей. Огромную роль в его жизни играет самый дорогой человек – бабушка. Она отругает мальчика за простуженные ноги, поворчит немного, но потом будет всю ночь выхаживать, поить молоком, растирать, укутывать и останется до утра возле кровати любимого внука.
В рассказе есть образ цветка, который является "двойником" мальчика. Порою, он угасает, гибнет, но всё же к весне вновь возрождается, появляются бледно-зелёные побеги и торопливо тянутся вверх, чтобы однажды раскрыться прекрасным цветком.
Во фрагменте рассказа, где главного героя не отпускают фотографироваться, автор использует очень много глаголов. Таким образом, Астафьев пытается описать психологическое состояние мальчика, передать его мысли, чувства и эмоции читателю. Витя очень хочет пойти и сфотографироваться вместе со всеми. Но, в то же время, понимает, что ходить он совсем не может.
Шаламова всегда тяжелое. Они биографичны, автор писал о том, что видел и пережил сам. И "Первая смерть" написана в таком ключе. Убита женщина, секретарь начальника прииска, Анна Петровна. Её задушил приисковый следователь Штеменко, человек жестокий, садист, умеющий любым бесчеловечным выколачивать из заключенных признания в том, что они не совершали. И Анну Петровну он тоже убивает не случайно, а из ревности. И арестованные, которые любили женщину, чистой, возвышенной любовью, за красоту, за то, что она могла их поддержать ласковым словом, доставляют связанного Штеменко к начальнику прииска. Следователя судят, дают ему 10 лет, но ведь жизнь молодой женщине это не вернет. Следователя увозят, ему нельзя отбывать срок там, где он чинил беззакония. С ним заключенные просто расправятся.
Рассказ потрясает своей казалось бы обыденностью, незамысловатостью сюжета, но потрясает своим натурализмом. Как выжить в таких условиях и остаться человеком - вот в чём вопрос?