Стихотворение «Бородино» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1837 году. Оно было опубликовано в журнале «Современник». Замысел этого произведения относится к 1831 году. В основу стихотворения легли рассказы участников Бородинской битвы, в том числе и родственников поэта.
Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике. Оно построено в виде диалога двух людей, один из которых является непосредственным участником Бородинской битвы. Диалог этот плавно переходит в правдивый, вдохновенный рассказ простого солдата-артиллериста о грандиозном сражении.
Основная часть — это рассказ бывалого солдата о событиях Отечественной войны 1812 года. Как отмечали критики, герой этого стихотворения — не столько отдельная личность, сколько все участники Бородинской битвы. Он выступает от лица русского народа.
Стихотворение написано с чередования четырехстопных и трехстопных ямбов. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («могучее, лихо племя», «в земле сырой», «дым летучий»), сравнение («французы двинулись, как тучи»), риторические восклицания («Недаром помнит вся Россия Продень Бородина!»), анафору и синтаксический параллелизм («Кто кивер чистил, весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито»), фразеологизм («плохая им досталась доля»), метафору («он спит в земле сырой»).
Причем он не только рассказывает нам о Бородинском сражении, оставлении Москвы, но и дает оценку этим событиям. В этом стихотворении Лермонтов предстает перед нами уже не в качестве Поэта-романтика, а в качестве поэта-реалиста, истинно народного художника.
Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.
Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!
Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку. Он стонал, он мычал о
Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.
А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.
Потерянный, смущенный, я крепко эту грязную, трепетную руку…
— Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.
Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.
— Что же, брат он, — и на том Это тоже подаяние, брат.
Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.
Я понимаю так, что таким финалом Иван Сергеевич Тургенев хотел сказать, что все люди равны, что они нужны друг другу. И от кого придет в данный момент, одному Господу известно.
Вначале прохожий ставит грань между собой и несчастным больным стариком, живущим на милостыню прохожих. И милостыню, думается хотел подать машинально. Но, шаря по карманам, он постепенно осознал, что у него нет ничего, чтобы можно было дать нищему. А рука протянутая взывала к милосердию. Решение пожать эту руку было спонтанным, идущим от сердца. Если бы нашлась монетка, прохожий кинул бы ее, стараясь не коснуться грязных, опухших, трясущихся рук, в душе фарисейски благодаря Бога, что не не похож на старика.
А разница-то внешняя, да и пустые карманы прохожего ее как-то нивелируют. Он не смог старику преодолеть голод и холод и прожить еще один день. Но нищий простил ему свое бесполезное ожидание и утраченную надежду. Он с пониманием вернул ему дружеский жест. И это прощение и понимание и есть его подаяние. Не для питания тела, но души.
Стихотворение «Бородино» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1837 году. Оно было опубликовано в журнале «Современник». Замысел этого произведения относится к 1831 году. В основу стихотворения легли рассказы участников Бородинской битвы, в том числе и родственников поэта.
Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике. Оно построено в виде диалога двух людей, один из которых является непосредственным участником Бородинской битвы. Диалог этот плавно переходит в правдивый, вдохновенный рассказ простого солдата-артиллериста о грандиозном сражении.
Основная часть — это рассказ бывалого солдата о событиях Отечественной войны 1812 года. Как отмечали критики, герой этого стихотворения — не столько отдельная личность, сколько все участники Бородинской битвы. Он выступает от лица русского народа.
Стихотворение написано с чередования четырехстопных и трехстопных ямбов. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («могучее, лихо племя», «в земле сырой», «дым летучий»), сравнение («французы двинулись, как тучи»), риторические восклицания («Недаром помнит вся Россия Продень Бородина!»), анафору и синтаксический параллелизм («Кто кивер чистил, весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито»), фразеологизм («плохая им досталась доля»), метафору («он спит в земле сырой»).
Причем он не только рассказывает нам о Бородинском сражении, оставлении Москвы, но и дает оценку этим событиям. В этом стихотворении Лермонтов предстает перед нами уже не в качестве Поэта-романтика, а в качестве поэта-реалиста, истинно народного художника.
Подробнее - на -
И.С.Тургенев. Н И Щ И Й.
Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.
Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!
Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку. Он стонал, он мычал о
Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.
А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.
Потерянный, смущенный, я крепко эту грязную, трепетную руку…
— Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.
Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.
— Что же, брат он, — и на том Это тоже подаяние, брат.
Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.
Я понимаю так, что таким финалом Иван Сергеевич Тургенев хотел сказать, что все люди равны, что они нужны друг другу. И от кого придет в данный момент, одному Господу известно.
Вначале прохожий ставит грань между собой и несчастным больным стариком, живущим на милостыню прохожих. И милостыню, думается хотел подать машинально. Но, шаря по карманам, он постепенно осознал, что у него нет ничего, чтобы можно было дать нищему. А рука протянутая взывала к милосердию. Решение пожать эту руку было спонтанным, идущим от сердца. Если бы нашлась монетка, прохожий кинул бы ее, стараясь не коснуться грязных, опухших, трясущихся рук, в душе фарисейски благодаря Бога, что не не похож на старика.
А разница-то внешняя, да и пустые карманы прохожего ее как-то нивелируют. Он не смог старику преодолеть голод и холод и прожить еще один день. Но нищий простил ему свое бесполезное ожидание и утраченную надежду. Он с пониманием вернул ему дружеский жест. И это прощение и понимание и есть его подаяние. Не для питания тела, но души.