В одном из своих интервью Д.С. Лихачёв говорит: «Литература внезапно поднялась как огромный защитный купол над всей Русской землей, охватила ее всю – от моря и до моря, от Балтийского до Черного, и от Карпат до Волги.Я имею в виду появление таких произведений, как «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, как «Начальная летопись» с различным кругом произведений, в нее входящих, как «Поучения» Феодосия Печерского, «Поучение» князя Владимира Мономаха, «Жития Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского» и т. д.А ведь действительно, все эти произведения отмечены высоким историческим, политическим и национальным самосознанием, сознанием единства народа, особенно ценным в период, когда в политической жизни уже начиналось дробление Руси по княжествам, «когда Русь стала раздираться междоусобными войнами князей». Именно в этот период политического разобщения литература заявляет, что князья не в «худой» и не в неведомой стране княжат, литература пытается прояснить вопрос, «откуда пошла» Русская земля; призывает к единению. Причём важно, что произведения создаются не в одном центре, а по всему пространству Русской земли – составляются летописи, проповеди, «Киево-Печерский патерик», ведется переписка Владимира Мономаха с Олегом Гориславичем, и т. д. и т. п. «В литературное творчество удивительно быстро втянуты многочисленные русские города и монастыри: помимо Киева – Новгород Великий, оба города Владимира на разных концах Русской земли – Владимир Волынский и Владимир Суздальский, Ростов, Смоленск и даже маленький Туров. Всюду писатели и особенно летописцы пользуются трудом своих собратьев из самых отдаленных мест восточнославянской равнины, всюду возникает переписка, писатели переезжают из одного княжества в другое».В пору упадка политического разобщения и военного ослабления литература заменила собой государство. Отсюда с самого начала и на протяжении всех веков высочайшая общественная ответственность наших литератур – русской, украинской и белорусской.Вот почему Д.С. Лихачёв так охарактеризовал великую функцию древнерусской литературы: она «поднялась над Русью громадным защитным куполом – стала щитом ее единства, щитом нравственным».Не будучи знакомыми с развитием отечественной словесности, мы не сможем в полной мере охватить тот путь, что великая русская литература, оценить те достижения и открытия, что сделаны русскими писателями, останемся равнодушными к тем отрывочным сведениям, которые даёт нам школьная программа. Ведь исходя из неё русская литература появилась ниоткуда: там, на западе, был Данте, был Шекспир, а у нас до XVIII века – пустота, и только где-то там, во тьме веков чуть светится «Слово о полку Игореве». Литература Древней Руси необходима в школе, чтобы мы наконец осознали свою полноценность.
Война. Пять букв, а сколько страшного смысла , смертей и боли за ним спрятано . Война. Сколько жизней она унесла бесследно и безвозвратно? Скольких она не пощадила ввергнув в пучину боли и страдания ? Сколько? Сколько?? Война - это прямой синоним , которым можно было бы описать ад. Давайте вспомним имена четырех всадников Апокалипсиса ? Голод, Смерть, Чума и ВОЙНА. Опять война. От нее не скрыться ? Не убежать? Разве путь насилия , боли и страдания привести нас к светлому и столь желанному будущему? Нет. Это путь, ведущий в тупик, заставляющий нас ходить по кругу против часовой стрелки эволюции. Войны оставляют в нашем сердце раны с гниющими и рваными краями. Тело народа испещрено болезненными язвами от которых нет лекарства. Их нельзя помазать зеленкой или прикрыть красивой одеждой . Они светятся , обнажая нас. В 1941 году всадник Война оставил внутри нас новую рану. Самую глубокую и болезненную. Рану , боль от которой не перебить даже самым дорогим обезболивающим . В книге Ростовской писательницы "Где мои 13 лет?"повествование ведется от первого лица , от самого автора ,как дневник памяти о пяти самых ужасных годах ее жизни . Так получилось , что война , не жалеющая никого и не останавливаясь ни перед чем - застает девочку в момент ее самого рассвета , в момент детства- в 13 лет . В этой книге мы не увидем ужасов войны.. Главная героиня не ходила в атаки,не стреляла во врагов , не добывала никаких сведений ... Война нам предоставлена в качестве голоса народа , которому не суждено утихнуть. Люди, одно время жившие мирно ,в то же мгновение оказываются на "обочине" спокойной жизни . Их жизнь полна гниющего и липкого страха внутри - быть убитыми . Девушка вспоминает , как приходилось прятаться от фашистов шкафу , боялись , и просто жили . За каких то пару страниц девочка превращается в "старуху". Ее уже ничем не удивишь . Она выросла и детство кончилось. Ребенок с сердцем старика - это не редкость в военное время . В произведении "Сын полка" крестьянский парнишка Ваня Солнцев рано сиротеет .Война убивает его родителей , детство, рушит дом.. и он примыкает к военному полку , становясь "сыном полка", совершая подвиги с ними на уровне .Им движет одно желание - победить врага, вернуть вновь чистое небо над головой. Война воспитала в Ване мужчину , но совсем убила ребенка. Зачем нам нужна война? Она не принесла счастья в не принесла счастья и в будущем ? Зачем нам дети с сердцами стариков? Зачем? Война. Пять букв. Миллионы смертей . Тысячи искалеченных судеб. Реки крови. Люди- это игрушки в руках слуг ада. Если в эти игрушки вложить острое железо или безперезарядки палящие автоматы ,то они пойдут убивать . Убивать среду своего обитания . Убивать животных. Убивать друг друга. Убивать себя, прогнивая изнутри. Мы живем в мире , где не осталось ни одного свободного пространства , куда не впиталась бы кровь . Мы живем так , как жить не должны ! "Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!"