Точное слово Перечитайте в каком словам принца слышится мно-
бовь к родине Подчеркните
Но если бы не было этого у них бы валю-
не удалось побывать на нашей рево земете
ре широко, мы не можем перееnеrѕ через ser
BOCX 0 sawara Ra T 132 page 3
6. в самые длинные дни, на крытых в стат
ренести нас через море. И вот мы пpитerae co-
и живем здесь одиннадцать дней. Мы деген
и этим большом лесом и глядом на дворе де
и родились и провели деrетво. Он хорошо виде
сюда. Тут каждыit кует и каждое дерево кажутся
м родными. По зелёным л угам бегают не по-
ади, которых мы видели еще в детстве, а уто
атки поют те самые песни, которые мы слышали.
гда жили еще в родном дворце. Тут наша ре-
сода тянет нас всем сердцем, и здесь-то мы
ашли тебя, милая, дорогая сестричка! В этот раз
ы пробыли здесь уже девять дней. Через два дня
ы должны улететь за море, в прекрасную, но чу-
гую страну. Х.К. Андерсен
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Есенин олицетворяет в зимней березе русскую красавицу, истинная красота которой открывается в суровых северных условиях. Иней на ветвях «словно серебром» покрывает их. Солнышко играет в ветвях, тем самым, будто, зажигая огоньки. Даже заря, «лениво» ходит вокруг этого прекрасного создания, очаровываясь его красотой, «обсыпает новым серебром».
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
В "Бородине" в полную силу звучит мотив противопоставления "богатырям" "нынешнего племени", современников, не на подвиги, утративших духовную связь с народом. Этот разрыв между Россией дворянской и Россией народной трагически осмысливается поэтом. Народная Россия живет по истинным человеческим законам, когда индивидуальность, личность не противопоставляет себя обществу, но черпает силу в своем единении с народом. Солдат, ведущий повествование в "Бородине", говорит одновременно и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Неслучайно в стихотворении постоянно встречается местоимение "мы". Лермонтов вскрывает основополагающее свойство русской народной психологии: личность существует не сама по себе, но в слиянии с общиной. Это, по убеждению Лермонтова, и принесло победу русскому войску. Поэт нашел удивительную "точку отсчета": на сражение он смотрит не глазами полководца, как это было принято, а глазами обычного рядового солдата, чей героизм сказался не в совершении выдающихся подвигов, но в самом строе мыслей, поведении, мироощущении. В этом незаметном рядовом героизме и есть истинная причина победы России. Кто вел войска русские в бой? Царь? Генералы? Ничего подобного, народ шел сам, повинуясь внутреннему порыву, стремясь отстоять Отечество, освободить Русь.
Не полководцы вели солдат в сражение, но сами солдаты направляли удар, торопили "командиров":
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки? "
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Так бесхитростно понимает солдат смысл выбора для решающего сражения Бородинского поля: есть где "разгуляться"! И в этой наивности - глубокая мудрость, ибо русскому крестьянину, волею судьбы ставшему воином, для победы достаточно чувствовать, знать, что от него зависит судьба России:
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Солдаты идут в бой за родину, повинуясь нравственному закону: "Как наши братья умирали! " В страшную минуту люди объединяются для защиты родины, забывают о сословных различиях. Солдат с любовью вспоминает о командире, погибшем в сражении:
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам.. .