Тогда - о горе! - доблестный саксонец, золотокудрый и голубоглазый, пришёл из края, где пустынный берег внимает рёву северного моря. значении этого эпиграфа. (вальтер скотт, "айвенга", 3 глава)
«мцыри» – романтическая поэма, написанная м. ю. лермонтовым в 1839 году, повествует о трагической судьбе пленного горского мальчика, совершившего побег из монастырских стен, и о его гибели. перед смертью мцыри исповедуется старому монаху, когда-то спасшему и воспитавшему его. в своей исповеди он говорит, что не раскаивается в побеге и не жалеет, что за стенами монастыря перенес мирские трудности. почему же он бежал из монастыря? мцыри – гордый и свободолюбивый юноша, дитя гор и сын отважного народа. он всегда хотел жить как его предки, на воле и в единении с дикой природой. однако судьба распорядилась иначе. в возрасте шести лет его пленили, лишив семьи и родного дома. по дороге мцыри всерьез занемог и генерал, его, отдал на воспитание местным монахам. мальчика вылечили, окрестили и воспитали в праведном духе. однако мысли о свободе и родном ауле не покидали его. монастырская жизнь так и не смогла убить в нем любовь к необъятным просторам и горам. мрачные стены и душные кельи не стали для него родными. несмотря на то, что люди, окружавшие юношу, не были для него врагами. напротив, они его когда-то спасли, не дали умереть от голода, даровали кров, воспитали достойным человеком, относились к нему как к брату. эти монахи по тем или иным причинам сознательно отреклись от мирской жизни. однако мцыри не мог принять навязанный ему образ жизни. он даже и не знал, чего лишиться, приняв постриг, но все равно без этого не мог жить. жизнь в монастыре для него означала серое, скучное и безрадостное существование. он готов был променять таких две жизни на одну, лишь бы полную тревог и волнений. поэтому он решился на этот побег. все помыслы мцыри были устремлены на кавказ. он хотел побывать в родных краях, найти светлую и прекрасную родину предков. родина в поэме выступает символом свободы и идеального мира. он с детства поклялся себе отыскать свою семью и хоть раз увидеть родных, и мысль о том, что он не смог этого сделать не дает ему покоя. даже перед смертью его больше всего тяготит именно это клятвопреступление. но он рад, что смог прожить хотя бы три дня вне стен постылого монастыря, увидеть красоту природы, испытать чувство страха или нежности, встретиться лицом к лицу с могучим барсом, украдкой наблюдать за красавицей-грузинкой. только за стенами монастыря он смог в полной мере ощутить и понять что такое жизнь. он словно побывал в раю, после которого не боялся и умереть. мцыри умер от тоски. поняв, что никогда не увидит родного края и не сможет существовать на воле, он потерял интерес к жизни и намеренно торопил свою смерть. самому автору главный герой близок по духу. он поддерживает порывы и переживания молодого послушника, считает его воплощением храбрости и свободолюбия.
Ямогу только написать тебе как он представлен в повести. вот: тарас бульба — главный герой повести николая васильевича гоголя. прототипы образа тараса — деятели национально-освободительного движения украины xv-xvii веков: лобода, тарас трясло, гуня, остраница. некоторые биографические черты связывают бульбу и богдана хмельницкого. однако тарас бульба — собирательный образ, и главным источником служил гоголю фольклор: украинские народные песни и думы, песни, героические былины и сказки о богатырях. именно по этому мы не имеем подробного портрета тараса. в повести присутствуют лишь беглые описания его внешности, черты присущие многим казакам, современникам нашего героя. отсутствие точного портрета так же позволяет нам самим представить, как именно должен выглядеть человек, с такой необычной судьбой и непростым характером. а характер у тараса действительно был не простой. это один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжёлый 15 век на полукочующем углу европы. словом, характер получил здесь могучий, широкий размах. тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. степь – вот его дом, его любовь. тарас в отличие от дворян не любил, даже презирал роскошь. единственное, что признавал он из роскоши – ратный костюм. перед боем преображался он, одевая дорогую, красивую одежду, украшая коня своего. по нравам своим обставил он и жилище своё. всё в хате его было чисто, вымазано цветной глиною. на стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода путы с серебряными бляхами. окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стёклами, сквозь которые иначе нельзя было глядеть, как приподняв надвижное стекло. вокруг окон и дверей были красные отводы. но, всё же тихая, мирная жизнь не привлекала его. он не признавал жизни без ратных подвигов и пирушек. а ведь дома его всегда ждала верная и любящая, не смотря не на что жена. она давно уже смерилась с одиночеством и тешила себя лишь воспоминаниями о том, как любима она была в юности. а ведь это был один только миг, когда жила она любовью, только первая горячка юности, и уже суровый муж покидал её для сабли, для товарищей, для бражничества. от того вся любовь, все чувства, всё, что есть нежного и страстного в женщине обратилось у неё в одно материнское чувство. но и сыновьям не смогла она посвятить всю себя. ведь тарас воспитывал их по - своему. с детства учил он сыновей, что мать их всего лишь баба, и ничего она не знает и не понимает, и что нежба их – чистое поле, да добрый конь. учения и оружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и тарас не любил, сам он был не образован, но слова, выступления его были столь красноречивы, выразительны и трогательны, что поверить в глупость этого человека трудно. всему, что умел, обучился он в течение жизни, в боях, сражениях, и просто кочуя по необъятной земле. /