Смысл названия романа «герой нашего времени» в образе главного героя лермонтов ярко показывает, каков он - герой их времени, и чем отличается он от героев предыдущих эпох, чацкого и онегина. это талантливый молодой человек, который по вине жестокого режима и непонимающего его общества не может в полной мере реализовать свои способности. у нет выбора, он вынужден подчиняться приказам. таким образом, лермонтов делает вывод: герой нашего времени - это представитель потерянного поколения, которого томит неинтересная жизнь, который не может оказаться нужным в этом мире. черты романтизма в романе публике сразу стало понятно, что это произедение принадлежит к течению романтизма. герой нашего времени содержит множество типично романтических черт: 1) например, автобиографизм печорина; многие его мысли - это мысли лермонтова, многие описанные в романе события происходили на самом деле. только внешность у героя другая - ее лермонтов списывал со столыпина, поскольку сам был некрасив, а столыпину завидовал. 2) большое внимание уделяется внутреннему миру героя: печорин ведет дневник, где отображаются все его чувства. 3) сама личность печорина содержит множество загадок. непонятно, откуда печорин с самого начала взялся и из-за чего потом умер. 4) герой яркий, он находится в постоянном конфликте с окружающими и стремится к свободе. лермонтов раскрывает образ печорина через второстепенных героев романа. путем романтического осмысления своего героя лермонтова старается описать свою эпоху и свое поколение. именно об этом и говорит само название романа. показано, что изначально печорин - это яркая и богатая натура, в нем заложено много хорошего. но такому человеку сложно выжить в реальном мире, и сверхчеловек постепенно превращается в лишнего человека, который не может реализовать свои задатки, оказавшись в трудной ситуации. образы романа «герой нашего времени» образ печорина является спором с образом онегина: это два разных героя разных эпох. в пушкинскую эпоху, когда жил онегин, у героя было гораздо больше возможностей для самосовершенствования и реализации, и в том, что онегин чувствует себя лишним и скучающим, виноват лишь он сам. с печорина же автор снимает вину за его неудачную жизнь, в ней виновато общество, поколение и весь свет: у печорина выбор невелик - либо служба, либо отставка. хотя в случае печорина и отставка невозможна - он штрафной, разжалованный из-за дуэли прапорщик 28 лет. именно этот факт и усугубляет юнкер грушницкий. в разговорах с девушками он не хочет признаваться, что еще слишком молод, что он юнкер, поэтому говорит всем, что он разжалован. таким образом, получается, что грушницкий хвастается тем фактом, который для печорина является стыдным и оскорбительным. грушницкий - это пародийный двойник печорина, следовательно, его необходимо уничтожить. это и происходит на их с печориным дуэли. здесь лермонтов опять позволяет себе отсылку к евгению онегину пушина, однако параллель неточная: грушницкий никогда не был другом печорина, а смерть его - вовсе не случайность, как это было с ленским, а закономерность. таким образом печорин сам творит свою судьбу, уничтожая помехи.
Действительно, героями комедии Гоголь сделал чиновников уездного города. Благодаря простому, на первый взгляд, сюжетному ходу, проезжего мелкого чиновника принимают за ревизора — автор раскрывает быт и нравы не только провинциального штатного городка, но и всей России. Какова же Россия в миниатюре? Город, из которого "хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь"? "На улицах кабак, нечистота! " Возле старого забора, "что возле сапожника, ..навалено на сорок телег всякого сору". Церковь при богоугодном заведении, "на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, ..начала строиться, но сгорела"... Удручающая картина. А как живется "купечеству" да "гражданству"? Кто обобран, кто выпорот, у кого синяки на скулах от усердия Держиморды; арестанты не кормлены, в больницах вонь, нечистота и больные "все как мухи выздоравливают". А всему виной крайний цинизм поступков и самоуправство "столпов города" — тех, кто в силу своего общественного долга призван противостоять беззаконию и радеть (заботиться) о благе горожан. Однако комический эффект в пьесе как раз и основывается на несоответствии поступков героев их общественному призванию. Городничий, например, с гордостью объявляет: "Тридцать лет живу на службе! Трех губернаторов обманул! " Ему вторит судья: "Я говорю вам откровенно, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело". Почтмейстер, выслушав поручение, сообщает, что "всякое письмо этак немножко распечатать", наивно признается: "знаю, знаю, этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: "смерть люблю узнать, что есть нового на свете". Итак, беспринципность, корыстный расчет, злоупотребление служебным положением — вот то, что составляет основу сознания и деятельности "хозяев жизни". Но главное Гоголем сдернут покров тайны со взяточничества — самого опасного и распространенного порока огромного чиновничьего аппарата России. Недаром во время монолога Городничего "Чему смеетесь? Над собой смеетесь! " актер Щепкин подходил близко к рампе и бросал эти слова в чопорный партер, где сидело немало прототипов гоголевских героев, среди которых было, по словам самого Михаила Семеновича, половина "берущих" и половина "дающих". И все же казнокрадство, взяточничество, грабеж населения — все эти ужасные по своей сути явления — показаны Гоголем повседневными и вполне закономерными. По глубокому убеждению Антона Антоновича, "нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов", который пропустил бы то, "что плывет в руки". И вот теперь в городе ревизор "инкогнито" — неожиданно нависшая опасность для всех чиновников, но особенно для Городничего. Ведь с отца города первый спрос, да и грехи у него посолиднее: "в руки плывут не только шубы и шали, да кули товаров от купцов, а и государственная казна, средства отпущенные на благоустройство города, социальные нужды. А это скорым распоряжением не поправишь: "не вывезешь горы мусора, не прикроешь соломенной вехой пустот и развалин, не выстроишь церковь, а главное — не заставишь молчать всех обиженных". Но все дело в том, что в гостинице живет не ревизор, а жалкий "елистратишка", промотавший в Петербурге деньжонки. По законам комического Гоголь наделяет своего героя устрашающей фамилией, образованной от слова хлестать — бить наотмашь. И чиновники трепещут. Не распознал "фитюльку", "пустышку" и сам Городничий. Каждую реплику перепуганного Хлестакова еще более перепуганный Антон Антонович воспринимает совсем в ином смысле. Однако все решило многократно испытанное средство — взятка. Она подтвердила мысль, что игра пошла по всем правилам. Теперь бы подпоить гостя и разведать все окончательно. Кто из ревизоров отказывался от вкусного угощения! В конце концов, события оборачиваются таким образом, что ревизор-"фельдмаршал" уже зять Антона Антоновича и покровитель семейства. Зритель убеждается, что легкость в мыслях необыкновенная свойственна не одному Хлестакову.
первый взгляд, сюжетному ходу, проезжего мелкого чиновника принимают за ревизора — автор раскрывает
быт и нравы не только провинциального штатного городка, но и всей России.
Какова же Россия в миниатюре? Город, из которого "хоть три года скачи, ни до какого государства не
доедешь"? "На улицах кабак, нечистота! " Возле старого забора, "что возле сапожника, ..навалено на сорок
телег всякого сору". Церковь при богоугодном заведении, "на которую назад тому пять лет была ассигнована
сумма, ..начала строиться, но сгорела"... Удручающая картина.
А как живется "купечеству" да "гражданству"? Кто обобран, кто выпорот, у кого синяки на скулах от
усердия Держиморды; арестанты не кормлены, в больницах вонь, нечистота и больные "все как мухи
выздоравливают".
А всему виной крайний цинизм поступков и самоуправство "столпов города" — тех, кто в силу своего
общественного долга призван противостоять беззаконию и радеть (заботиться) о благе горожан. Однако
комический эффект в пьесе как раз и основывается на несоответствии поступков героев их общественному
призванию. Городничий, например, с гордостью объявляет: "Тридцать лет живу на службе! Трех губернаторов
обманул! " Ему вторит судья: "Я говорю вам откровенно, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками.
Это совсем иное дело". Почтмейстер, выслушав поручение, сообщает, что "всякое письмо этак немножко
распечатать", наивно признается: "знаю, знаю, этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности, а
больше из любопытства: "смерть люблю узнать, что есть нового на свете".
Итак, беспринципность, корыстный расчет, злоупотребление служебным положением — вот то, что
составляет основу сознания и деятельности "хозяев жизни". Но главное Гоголем сдернут покров тайны со
взяточничества — самого опасного и распространенного порока огромного чиновничьего аппарата России.
Недаром во время монолога Городничего "Чему смеетесь? Над собой смеетесь! " актер Щепкин подходил
близко к рампе и бросал эти слова в чопорный партер, где сидело немало прототипов гоголевских героев,
среди которых было, по словам самого Михаила Семеновича, половина "берущих" и половина "дающих".
И все же казнокрадство, взяточничество, грабеж населения — все эти ужасные по своей сути явления —
показаны Гоголем повседневными и вполне закономерными. По глубокому убеждению Антона Антоновича,
"нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов", который пропустил бы то, "что плывет в
руки".
И вот теперь в городе ревизор "инкогнито" — неожиданно нависшая опасность для всех чиновников, но
особенно для Городничего. Ведь с отца города первый спрос, да и грехи у него посолиднее: "в руки плывут не
только шубы и шали, да кули товаров от купцов, а и государственная казна, средства отпущенные на
благоустройство города, социальные нужды. А это скорым распоряжением не поправишь: "не вывезешь горы
мусора, не прикроешь соломенной вехой пустот и развалин, не выстроишь церковь, а главное — не заставишь
молчать всех обиженных".
Но все дело в том, что в гостинице живет не ревизор, а жалкий "елистратишка", промотавший в Петербурге
деньжонки. По законам комического Гоголь наделяет своего героя устрашающей фамилией, образованной от
слова хлестать — бить наотмашь. И чиновники трепещут. Не распознал "фитюльку", "пустышку" и сам
Городничий. Каждую реплику перепуганного Хлестакова еще более перепуганный Антон Антонович
воспринимает совсем в ином смысле. Однако все решило многократно испытанное средство — взятка. Она
подтвердила мысль, что игра пошла по всем правилам. Теперь бы подпоить гостя и разведать все
окончательно. Кто из ревизоров отказывался от вкусного угощения!
В конце концов, события оборачиваются таким образом, что ревизор-"фельдмаршал" уже зять Антона
Антоновича и покровитель семейства. Зритель убеждается, что легкость в мыслях необыкновенная
свойственна не одному Хлестакову.