Карамзин стал наиболее видным представителем в русской литературе нового литературного направления — сентиментализма, популярного в Западной Европе в конце XVIII века. В созданной в 1792 г. повести «Бедная Лиза» проявились основные черты этого направления. Сентиментализм провозглашал преимущественное внимание к частной жизни людей, к их чувствам, в равной мере свойственным выходцам из всех сословий. Карамзин рассказывает нам историю несчастной любви простой крестьянской девушки Лизы и дворянина Эраста, чтобы доказать, что «и крестьянки любить умеют». Лиза — идеал «естественного человека» Она «прекрасна душою и телом», и искренне полюбить человека. Эраст, хотя и превосходит свою возлюбленную образованием, знатностью и богатством, оказывается духовно мельче ее. Он не в состоянии подняться над сословными предрассудками и жениться на Лизе. Эраст обладает «изрядным умом» и «добрым сердцем», но при этом «слаб и ветреней». Проигравшись в карты, он вынужден жениться на богатой вдове и оставить Лизу, из-за чего она покончила с собой. Однако искренние человеческие чувства не умерли в Эрасте и, как уверяет нас автор.
«Только если уж слишком была невыносима ШУТКА, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?" И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое преклоняющее НА ЖАЛОСТЬ, что ОДИН молодой человек, недавно определившийся, который, ПО ПРИМЕРУ ДРУГИХ, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто ПРОНЗЕННЫЙ, и с тех пор как будто ВСЕ ПЕРЕМЕНИЛОСЬ ПЕРЕД НИМ и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их ЗА ПРИЛИЧНЫХ, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?" - и в этих проникающих словах звенели другие слова: "Я БРАТ ТВОЙ". И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, КАК МНОГО В ЧЕЛОВЕКЕ БЕСЧЕЛОВЕЧЬЯ, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, боже! ДАЖЕ в том человеке, которого свет признает благородным и честным...»
Грустный и гротескный юмор Гоголя показывает, что даже такой глупый маленький человек, как А.А., и тот может напомнить беспечной публике (читателям) о христианской морали. Ведь за смехом может и ещё кого-нибудь слова догадки: "Я БРАТ ТВОЙ". Убогость и показное приличие на самом деле мало чем далеки друг от друга, но вот потеря человеческого естества сближает и то, и другое. Гоголь зрит как бы со стороны на современный люд, испытывая этот самый люд с христианской любви. И незаметно открывает лицо этого люда: «как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости».
Грустный и гротескный юмор Гоголя показывает, что даже такой глупый маленький человек, как А.А., и тот может напомнить беспечной публике (читателям) о христианской морали. Ведь за смехом может и ещё кого-нибудь слова догадки: "Я БРАТ ТВОЙ". Убогость и показное приличие на самом деле мало чем далеки друг от друга, но вот потеря человеческого естества сближает и то, и другое. Гоголь зрит как бы со стороны на современный люд, испытывая этот самый люд с христианской любви. И незаметно открывает лицо этого люда: «как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости».