главная тема «думы» лермонтова представляет собой своего рода направленность сатиры лирика на всю дворянскую интеллигенцию того времени. автор пытается охарактеризовать поколение, представителем которого невольно является он сам. посвященное общественному поведению человека, стихотворение представляет собой своего рода крик измученной души человека. выполняя анализ «думы» лермонтова, нужно отметить, что композиционное построение произведения выполнено в соответствии с замыслом автора. в первом четверостишии содержится простое высказывание – суждение о молодежи 30-х годов. эта часть является чем-то вроде пролога ко всему произведению. следующие восемь четверостиший эту мысль развивают и доказывают. поэту досадно при мысли о том, что многие из его современников живут «ошибками отцов».
он убежден, что свободу надо отстаивать, бороться за нее, а не опускать руки.
«к добру и злу постыдно равнодушны,в начале поприща мы вянем без борьбы,перед опасностью позорно – малодушныи перед властию – презренные рабы.»
автора беспокоит тот факт, что у его современников фактически отсутствуют сильные чувства, твердые убеждения, привязанности.
что касается жанра, то необходимо отметить, что в произведении присутствуют элементы сатиры и элегии. но выделить из этого что-то одно не получается. в начале стихотворения можно проследить ораторские приемы, которыми пользуется автор. но постепенно этот тон сменяется на более спокойный, романтичный, полный грусти.
в центре всего повествования поэтом ставится проблема безысходности, возникшая в результате бездействия его современников. лирический герой – изрядно уставший и безмерно одинокий человек. и это несмотря на то, что он окружен людьми со всех сторон. создавая стихотворение «дума», он не стремится к цели бороться с тем непониманием, которое скопилось вокруг. лучшим вариантом он считает пережить все внутри, в себе. героя не заботит смерть. гораздо большее беспокойство вызывает смерть духовная, смерть чувств, эмоций.
«в конце стихотворения романтика сменяется реквиемом: толпой угрюмою и скоро позабытой,над миром мы пройдем без шума и следа,не бросивши векам ни мысли плодовитой,ни гением начатого труда.»
средства художественной выразительности
придать лирическому творению необходимую эмоциональность содержательные эпитеты: «презренные рабы», «наукою бесплодной», «пришлец осиротелый». аналогичной цели придерживается и двойное сравнение: «и пусть уж нас томит, как ровный путь, без цели, как пир на празднике чужом». романтические метафоры усиливают образность стихотворения: «в начале поприща мы вянем без борьбы», «тощий плод», «чаша наслаждения». нашлось применение и гиперболе «богаты мы, едва из колыбели». кроме того, лермонтов широко использует лексику «высокого» стиля «презренные», «грядущее», «под бременем» и т.п.на протяжении всего стихотворения лермонтов использует глаголы разных времен.
значение стихотворения «дума» в творчестве поэта
непростое положение, сложившееся в николаевской россии, лермонтов воспринял как личное горе и переживал по этому поводу. потрясенные мрачным тоном стихотворения «дума» современники смогли увидеть в нем «черную сторону нашего века». они просто не могли не признать заключенной в нем правды и не ощутить всю безысходность и отчаяние, навалившиеся на поколение 30-х годов.глубоко эмоциональное с сильным содержанием творение лермонтова, можно считать определяющим для всего его творчества.
Это план: для начала разделим понятия «писатель», «автор» и «повествователь». писатель – человек, написавший данное произведение, то есть лицо, стоящее вне структуры художественного текста и принадлежащее миру реальной действительности. автор – образ писателя в созданном им произведении, который возникает в сознании читателя на основании прочитанного текста. повествователь – образ рассказчика в произведении, лицо, от имени которого ведётся рассказ о людях и событиях. таким образом, между читателем и героями рассказа\ романа всегда стоит как бы посредник — тот, кто повествует о событиях. разницу уловили? так вот, повествование от первого лица – это некая заявка на тождество автора и повествователя. повествователь раскрывает сюжет, ссылаясь на «я» (или «мы»), и персонаж всегда присутствует внутри собственной . «я» может быть главным героем (сергей леонтьевич максудов – «театральный роман» булгакова), или кем-то близким к главному герою (доктор ватсон у конан дойла), или совсем персонажем (ник каррауэй – «великий гэтсби» фицджеральда). но в любом случае «я» имеет собственные мнения и предубеждения. «я» предоставляет информацию (или намеренно отказывает в ней – в зависимости от взгляда на происходящее), на основании которой читатель определяет свое отношение к рассказчику и другим героям и решает, что же происходит на самом деле. теперь на примере. «первая любовь» тургенева. помните, повествование ведется от имени владимира? ему шестнадцать лет, и соответственно, он передает события в своей интерпретации – молодого человека, почти подростка. в силу недостатка жизненного опыта владимир не может правильно оценить взаимоотношения своего отца и зинаиды. информация, которой владеет «я», неполная, и такой же неполной поступает читателю. однако это ничуть не мешает читателю сделать собственные выводы о происходящем и сформировать собственное отношения к героям. и, скорей всего, отношения сформировались именно те, которые имел в виду сам тургенев. на основании этого примера (как и многих других) можно выделить основные особенности произведений, написанных от первого лица:1). естественность изображения внутреннего мира самого повествователя и 2). ограничение в изображении внутреннего мира других персонажей и в изображении внешнего мира. уже не план я убрал руку со стены, прекратив поиски выключателя. прошло какое-то время. минуты или секунды - не знаю. сердце отчаянно колотилось в груди. я чувствовал, как кровь бьет в висках. стало холодно. - , - сказал я. ответа не последовало. я слышал, как далеко внизу с какой-то трубы капли конденсата. я слышал собственное дыхание. я слышал доносящееся издалека, из другого мира, где светило солнце, торжествующее карканье вороны. может, она только что разгрузилась на капот моего автомобиля. мне действительно нужна сова, подумал я. просто не знаю, как я сумею без нее обойтись. - , - вновь подал я голос. - ты можешь говорить? тишина. я облизнул губы. я стоял в темноте, обращался к призракам и, тем не менее, не казался себе полным идиотом. отнюдь. я чувствовал холод, которого сначала не было, и знал, что я в подвале не один. - тогда ты можешь стучать. наверняка можешь, если тебе по силам захлопнуть дверь. я стоял и вслушивался в падение капель. других звуков не было. я уже поднял руку к выключателю, когда где-то под ногами раздался негромкий стук. в "саре-хохотушке" подвал глубокий, и три верхних фута бетона изолированы большими панелями "инсу-гард". и звук, который я слышал, возникал, я мог в этом поклясться, при ударе кулака о такую панель. от этого удара волосы у меня встали дыбом, глаза едва не вылезли из орбит, а вся кожа покрылась мурашками. в подвале что-то есть! что-то мертвое. я более не мог нажать на рычажок выключателя, даже если бы и захотел. у меня не было сил поднять руку. я попытался заговорить, но сподобился лишь на сиплый шепот: - ты здесь? » (стивен кинг. мешок с костями) «я» может рассказывать о своих чувствах как угодно, и никто из критиков не вправе автора, что у героя от страха зачесалась правая пятка, а не волосы встали дыбом. «я» так чувствую. для разговора с критиками отмазка неплохая, но в отношениях с читателями не стоит доводить ее до абсурда. если «мне» в драке проломили череп, вряд ли «я» смогу произнести длинный монолог, бичующий несовершенства нашего мира. читатель любит правдоподобие, даже если оно к а ж у щ е е с я (то есть вымысел, но не противоречащий законам мира). вершина мастерства – образ героя описан так живо, что читатель полностью отождествляет автора и «я» повествователя. порой это бывает даже наивно. читатель начинает писать письма на бейкер-стрит, 221-б, с просьбой разобраться в каком-то запутанном деле, или подозревать, что несовершеннолетними девочками увлекался сам набоков, а не гумберт гумберт.
главная тема «думы» лермонтова представляет собой своего рода направленность сатиры лирика на всю дворянскую интеллигенцию того времени. автор пытается охарактеризовать поколение, представителем которого невольно является он сам. посвященное общественному поведению человека, стихотворение представляет собой своего рода крик измученной души человека. выполняя анализ «думы» лермонтова, нужно отметить, что композиционное построение произведения выполнено в соответствии с замыслом автора. в первом четверостишии содержится простое высказывание – суждение о молодежи 30-х годов. эта часть является чем-то вроде пролога ко всему произведению. следующие восемь четверостиший эту мысль развивают и доказывают. поэту досадно при мысли о том, что многие из его современников живут «ошибками отцов».
он убежден, что свободу надо отстаивать, бороться за нее, а не опускать руки.«к добру и злу постыдно равнодушны,в начале поприща мы вянем без борьбы,перед опасностью позорно – малодушныи перед властию – презренные рабы.»
автора беспокоит тот факт, что у его современников фактически отсутствуют сильные чувства, твердые убеждения, привязанности.
что касается жанра, то необходимо отметить, что в произведении присутствуют элементы сатиры и элегии. но выделить из этого что-то одно не получается. в начале стихотворения можно проследить ораторские приемы, которыми пользуется автор. но постепенно этот тон сменяется на более спокойный, романтичный, полный грусти.
в центре всего повествования поэтом ставится проблема безысходности, возникшая в результате бездействия его современников. лирический герой – изрядно уставший и безмерно одинокий человек. и это несмотря на то, что он окружен людьми со всех сторон. создавая стихотворение «дума», он не стремится к цели бороться с тем непониманием, которое скопилось вокруг. лучшим вариантом он считает пережить все внутри, в себе. героя не заботит смерть. гораздо большее беспокойство вызывает смерть духовная, смерть чувств, эмоций.
«в конце стихотворения романтика сменяется реквиемом: толпой угрюмою и скоро позабытой,над миром мы пройдем без шума и следа,не бросивши векам ни мысли плодовитой,ни гением начатого труда.»
средства художественной выразительностипридать лирическому творению необходимую эмоциональность содержательные эпитеты: «презренные рабы», «наукою бесплодной», «пришлец осиротелый». аналогичной цели придерживается и двойное сравнение: «и пусть уж нас томит, как ровный путь, без цели, как пир на празднике чужом». романтические метафоры усиливают образность стихотворения: «в начале поприща мы вянем без борьбы», «тощий плод», «чаша наслаждения». нашлось применение и гиперболе «богаты мы, едва из колыбели». кроме того, лермонтов широко использует лексику «высокого» стиля «презренные», «грядущее», «под бременем» и т.п.на протяжении всего стихотворения лермонтов использует глаголы разных времен.
значение стихотворения «дума» в творчестве поэтанепростое положение, сложившееся в николаевской россии, лермонтов воспринял как личное горе и переживал по этому поводу. потрясенные мрачным тоном стихотворения «дума» современники смогли увидеть в нем «черную сторону нашего века». они просто не могли не признать заключенной в нем правды и не ощутить всю безысходность и отчаяние, навалившиеся на поколение 30-х годов.глубоко эмоциональное с сильным содержанием творение лермонтова, можно считать определяющим для всего его творчества.