«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Как звали…?
Было ли…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?
Дайте три объяснения, почему…
Объясните, почему…
Почему вы думаете…?
Почему вы считаете…?
В чем различие…?
Что, если…?
5. Письменно запишите по прочитанному и просмотренному материалу пять тонких
и три толстых вопроса.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» — произведение, принесшее его автору всеобщую известность. Поэт живо откликнулся на событие, потрясшее всех, — смерть А. С. Пушкина. Это стихотворение стало настоящей жемчужиной в творчестве Лермонтова.Образы погибшего поэта и его палача резко противоположны. Использованная автором антитеза делает этот контраст особенно ярким.Вторая часть стихотворения — элегия, где Лермонтов, строго следуя законам жанра, представляет вниманию читателя грустное размышление о том, кто «руку дал клеветникам ничтожным» и кто не сможет больше дарить миру свои «чудные песни».
Завершающая, третья часть стихотворения — снова сатира, и в ней Лермонтов гневно обрушивается на истинных виновников гибели великого поэта. Рисуя их образ, автор использует самые суровые эпитеты. Строки именно этой части стихотворения так возмутили цензоров и стали причиной ареста Лермонтова.
В начале 80-х годов, по какому-то делу приехав в Парголово ― тогда это было дачное место под Ленинградом, теперь оно, понятное дело, располагается возле Петербурга, ― я обнаружил на дощатом заборе объявление: «Набирается группа для коллективного заплыва стилем преферанс». Надо ли говорить, что автор объявления, скучающий дачник, предполагал заниматься отнюдь не плаванием. Я лишь что не могу остаться в Парголове и познакомиться с человеком, нашедшим выход из положения ― пуританские законы советской власти наверняка не позволили бы ему искать двух-трёх партнёров для пульки «открытым текстом».
История повторяется. Именно в Третьем Парголове более чем за 100 лет до встреченного мною объявления играл в преферанс критик Скабичевский с поэтом-переводчиком Василием Курочкиным ― о чём есть свидетельство в воспоминаниях Скабичевского. Именами двух преферансистов ― Скабичевского и Панаева ― назвались в «Мастере и Маргарите» кот Бегемот и Фагот-Коровьев, «проникая» в грибоедовский писательский дом, ― да ещё кот назвался именем Скабичевского не просто так ― он назвался именем любителя поглазеть на пожары и в конечном счёте в «Грибоедове» пожар и устроил. А среди первых русских писателей, одержимых преферансобесием в 1840-е годы, после изучения материалов выявились имена Некрасова и Тургенева, Белинского и Фета; драгоценные свидетельства о внезапном возрождении интереса в рядах «спецов» советской «интеллигенции» 1920-х годов оставил Варлам Шаламов, об игре в преферанс уже в брежневском ГУЛАГе рассказал в своих воспоминаниях Владимир Буковский. На прямом шулерстве поймал Некрасов Афанасьева-Чужбинского, Евтушенко Межирова; словом, литературный и артистический материал повалил в количествах, непомерных даже для такого издания, как нынешняя энциклопедия. Поэтому, принимая во внимание тот факт, что 150-летие русского преферанса (1841–1991) Россия отметила свержением советской власти, нами было принято решение ограничиться тремя десятками портретов, притом включив в их число и писателя, презиравшего преферанс как игру, в которой невозможен действительно крупный выигрыш (Достоевский), и писателя-эмигранта, презиравшего его как нечто несерьёзное (Перелешин).