Для Чехова характерна объективная манера повествования, в прозе его голос не слышен. В драме услышать собственно авторский голос вообще невозможно. Авторская позиция выявляется в самих образах героев. А образы эти не вписываются в традиционные рамки "паразитирующего дворянства", "хищнической буржуазии" или "прогрессивных молодых сил".
"Вишневый сад" рисует прощание хозяев, теперь уже бывших, со своим родовым дворянским гнездом. Тема эта неоднократно освещалась в русской литературе второй половины XIX века и трагедийно-драматически, и комически. В чем особенности чеховского решения этой проблемы? Во многом оно определяется отношением писателя к уходящему в социальное небытие дворянству и идущему ему на смену капиталу, которое он выразил в образах, соответственно, Раневской и Лопахина. В обоих сословиях и их взаимодействии Чехов видел преемственность носителей отечественной культуры. Дворянское гнездо для Чехова прежде всего очаг культуры. Конечно, это еще и музей крепостного права, и об этом говорится в пьесе, но автор видит в дворянской усадьбе все-таки в первую очередь культурное гнездо. Раневская - его хозяйка и душа дома. Именно поэтому, несмотря на все ее легкомыслие и пороки к ней тянутся люди. Вернулась хозяйка, и дом ожил, и туда устремились уже, кажется, навсегда покинувшие его прежние обитатели.
Но идеал драматурга-это сад. Сад для Чехова связан с радостью, красотой, трудом, с будущим, но не с печалью о утренняя бодрость, свежесть, ожидание солнца-это тяга к будущему. Сад -это символ родины, ее и будущего это детство и счастье Раневской, Гаева, Ани; это их гордость от владения прекрасным имением, "дворянским гнездом"; это символ крепостничества для Пети и Лопахина. Будущее-это постройка дач, чтобы внуки и правнуки, по мнению Лопахина, увидели тут новую жизнь; это надежда на лучшую жизнь для Ани: "Мы насадим новый сад, роскошнее этого". Какое же будущее ждет Россию? Этот гоголевский вопрос Чехов оставляет открытым.
Была пора - они любили, Но их злодеи разлучили; А верность с правдой не в сердцах Живут теперь, но в небесах. Навек для них погибла радость; Терниста жизнь, без цвета младость, И мысль, что розно жизнь пройдет, Безумства яд им в душу льет... Но в жизни, им осиротелой, Уже обоим не сыскать, Чем можно б было опустелой Души страданья услаждать. Друг с другом розно, а тоскою Сердечны язвы все хранят, Так два расторгнутых грозою Утеса мрачные стоят: Их бездна моря разлучает И гром разит и потрясает, Но в них ни гром, ни вихрь, ни град, Ни летний зной, ни зимний хлад Следов того не истребили, Чем некогда друг другу были.
"Вишневый сад" рисует прощание хозяев, теперь уже бывших, со своим родовым дворянским гнездом. Тема эта неоднократно освещалась в русской литературе второй половины XIX века и трагедийно-драматически, и комически.
В чем особенности чеховского решения этой проблемы? Во многом оно определяется отношением писателя к уходящему в социальное небытие дворянству и идущему ему на смену капиталу, которое он выразил в образах, соответственно, Раневской и Лопахина. В обоих сословиях и их взаимодействии Чехов видел преемственность носителей отечественной культуры. Дворянское гнездо для Чехова прежде всего очаг культуры. Конечно, это еще и музей крепостного права, и об этом говорится в пьесе, но автор видит в дворянской усадьбе все-таки в первую очередь культурное гнездо.
Раневская - его хозяйка и душа дома. Именно поэтому, несмотря на все ее легкомыслие и пороки к ней тянутся люди. Вернулась хозяйка, и дом ожил, и туда устремились уже, кажется, навсегда покинувшие его прежние обитатели.
Но идеал драматурга-это сад.
Сад для Чехова связан с радостью, красотой, трудом, с будущим, но не с печалью о утренняя бодрость, свежесть, ожидание солнца-это тяга к будущему.
Сад -это символ родины, ее и будущего это детство и счастье Раневской, Гаева, Ани; это их гордость от владения прекрасным имением, "дворянским гнездом"; это символ крепостничества для Пети и Лопахина. Будущее-это постройка дач, чтобы внуки и правнуки, по мнению Лопахина, увидели тут новую жизнь; это надежда на лучшую жизнь для Ани: "Мы насадим новый сад, роскошнее этого".
Какое же будущее ждет Россию? Этот гоголевский вопрос Чехов оставляет открытым.
Но их злодеи разлучили;
А верность с правдой не в сердцах
Живут теперь, но в небесах.
Навек для них погибла радость;
Терниста жизнь, без цвета младость,
И мысль, что розно жизнь пройдет,
Безумства яд им в душу льет...
Но в жизни, им осиротелой,
Уже обоим не сыскать,
Чем можно б было опустелой
Души страданья услаждать.
Друг с другом розно, а тоскою
Сердечны язвы все хранят,
Так два расторгнутых грозою
Утеса мрачные стоят:
Их бездна моря разлучает
И гром разит и потрясает,
Но в них ни гром, ни вихрь, ни град,
Ни летний зной, ни зимний хлад
Следов того не истребили,
Чем некогда друг другу были.