Во время Второй мировой войны территорию Белоруссии оккупировали немецкие войска, и Ткачук вступил в партизанский отряд. Мороз же остался с детьми, секретно партизанам, пока один из сельчан, ставший полицаем, не начал что-то подозревать и устроил в школе обыск и допрос. Обыск результатов не дал, но преданные Морозу ребята решили отомстить. Небольшая группа, включая включая самого Миклашевича, которому тогда было 15 лет, подпилила опоры у моста, где должна была проезжать машина того полицая. В конечно итоге, мальчишки оказываются в плену у немцев, только Морозу удается бежать и найти укрытие у партизан. Однако он добровольно уходит к ребятам, чтобы поддержать учеников в тюрьме. Когда их ведут на расстрел, Морозу удается организовать побег только Миклашевича. Ткачук рассказывают, что в честь детей поставили обелиск, а вот действия Мороза не считаются подвигом — он же не убил никого из немцев (наоборот, записан как сдавшийся в плен) . Всю жизнь выживший Миклашевич потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске.
Как во школе-то Краснопахорской Был шестой «А» класс, Ни хорош, ни плох, Да не хуже других.
А учились в нем добры молодцы, Добры молодцы да красны девицы. Учителя-то там милы женщины. Все, как матери, со вниманием.
И наукам учат да все разным, Да все строгие, справедливые, Знаний требуют, прилежания, На Руси чтоб, да на матушке, Не перевелись бы умны головы.
А Екатерина-то, дочь Семенова Учит нас языку рОдному, Языку рОдному, языку русскому. Чтобы были мы люди грамотны, Люди грамотны да начитаны. Пожелать-то ей очень хочется Жить во здравии годы долгие И учить детей уму-разуму.
2 Вариант Ой да много лет я в школушку ходила. Ой да многое на свете повидала. Повидала страшных двоек свет, Повидала педагогов гнев. И сражалася с домашними заданиями, я. И страдала и кричала и стонала. Но пришел раз богатырь великий. Ой пришел ко мне он в комнату. Показал мои оценки жуткие. Закричал, что пол Москвы услышало. Мол пора мне за мозги то браться, Что не стать мне ни кем в этой жизни, Если я не все исправлю. И достала я свой мечик славный, И пошла я в школушку кошмарную. Рассекла я голову всем двойкам. Я достала много уж пятерок. Дальше ты сама - и я - замени на свое имя, ибо нельзя в былине себя называть Я. Надо именем.
На лови
Во время Второй мировой войны территорию Белоруссии оккупировали немецкие войска, и Ткачук вступил в партизанский отряд. Мороз же остался с детьми, секретно партизанам, пока один из сельчан, ставший полицаем, не начал что-то подозревать и устроил в школе обыск и допрос. Обыск результатов не дал, но преданные Морозу ребята решили отомстить. Небольшая группа, включая включая самого Миклашевича, которому тогда было 15 лет, подпилила опоры у моста, где должна была проезжать машина того полицая. В конечно итоге, мальчишки оказываются в плену у немцев, только Морозу удается бежать и найти укрытие у партизан. Однако он добровольно уходит к ребятам, чтобы поддержать учеников в тюрьме. Когда их ведут на расстрел, Морозу удается организовать побег только Миклашевича. Ткачук рассказывают, что в честь детей поставили обелиск, а вот действия Мороза не считаются подвигом — он же не убил никого из немцев (наоборот, записан как сдавшийся в плен) . Всю жизнь выживший Миклашевич потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске.
Подробнее - на -
«Школьная былина»
Как во школе-то Краснопахорской
Был шестой «А» класс,
Ни хорош, ни плох,
Да не хуже других.
А учились в нем добры молодцы,
Добры молодцы да красны девицы.
Учителя-то там милы женщины.
Все, как матери, со вниманием.
И наукам учат да все разным,
Да все строгие, справедливые,
Знаний требуют, прилежания,
На Руси чтоб, да на матушке,
Не перевелись бы умны головы.
А Екатерина-то, дочь Семенова
2 ВариантУчит нас языку рОдному,
Языку рОдному, языку русскому.
Чтобы были мы люди грамотны,
Люди грамотны да начитаны.
Пожелать-то ей очень хочется
Жить во здравии годы долгие
И учить детей уму-разуму.
Ой да много лет я в школушку ходила.
Ой да многое на свете повидала.
Повидала страшных двоек свет,
Повидала педагогов гнев.
И сражалася с домашними заданиями, я.
И страдала и кричала и стонала.
Но пришел раз богатырь великий.
Ой пришел ко мне он в комнату.
Показал мои оценки жуткие.
Закричал, что пол Москвы услышало.
Мол пора мне за мозги то браться,
Что не стать мне ни кем в этой жизни,
Если я не все исправлю.
И достала я свой мечик славный,
И пошла я в школушку кошмарную.
Рассекла я голову всем двойкам.
Я достала много уж пятерок.
Дальше ты сама - и я - замени на свое имя,
ибо нельзя в былине себя называть Я. Надо именем.