История жизни Базарова и Павла Петровича завершается одинаково - крестом.
Этот главный христианский символ упоминается в романе несколько раз: кресты на церквушках, кресты на кольце княгини Р. Мать Павла и Николая Кирсановых в церкви подходила первая к кресту; Николай Петрович опасается, что "отставным людям" "пора гроб заказывать и ручки складывать крестом на груди", перекрестилась под шалью княжна Х., перекрестилась тетка Одинцовой, узнав об отъезде Базарова и Аркадия; начал креститься камердинер Петр, увидев потерявшего сознание Павла Петровича. И в конце жизни Павел Петрович в русской церкви Дрездена "задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно креститься…" . И уже в самом конце романа - кресты на кладбище, где похоронен Базаров.
Этим символом писатель хотел объяснить читателю, что какими бы различными не были люди в жизни, они приходят к одному и тому же - к кресту в церкви и на могиле.
История жизни Базарова и Павла Петровича завершается одинаково - крестом.
Этот главный христианский символ упоминается в романе несколько раз: кресты на церквушках, кресты на кольце княгини Р. Мать Павла и Николая Кирсановых в церкви подходила первая к кресту; Николай Петрович опасается, что "отставным людям" "пора гроб заказывать и ручки складывать крестом на груди", перекрестилась под шалью княжна Х., перекрестилась тетка Одинцовой, узнав об отъезде Базарова и Аркадия; начал креститься камердинер Петр, увидев потерявшего сознание Павла Петровича. И в конце жизни Павел Петрович в русской церкви Дрездена "задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно креститься…" . И уже в самом конце романа - кресты на кладбище, где похоронен Базаров.
Этим символом писатель хотел объяснить читателю, что какими бы различными не были люди в жизни, они приходят к одному и тому же - к кресту в церкви и на могиле.