Вопросы к стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога»
1. Какое значение для стихотворения имеет эпиграф «Разговор в вагоне»?
- Из эпиграфа мы узнаем, что в стихотворении речь пойдет о строительстве железной дороги.
- Эпиграф как бы противопоставлен содержанию стихотворения: в эпиграфе говорится, что железную дорогу строил граф Петр Андреевич Клейнмихель, настоящим же строителем дороги является народ.
2. Охарактеризуйте композицию стихотворения. Из скольких частей оно состоит?
- Стихотворение состоит из четырех частей.
3. О чем рассказывается в первой части?
- В первой части мы видим неторопливый рассказ поэта о картинах осенней природы, мелькающей за окнами вагона.
4. Какие художественные приемы передать красоту осеннего пейзажа (назовите эпитеты и сравнения)?
Сравнения: лед, словно тающий сахар; листья лежат, как ковер; выспаться можно около леса, как в мягкой постели.
5. О чем мы узнаем из второй части стихотворения?
- Ваня под убаюкивающий стук колес поезда засыпает, и во сне он видит умерших строителей, которые рассказывают ему о своей трудной жизни.
- Во 2-ой части показаны страдания мужиков-строителей железной дороги.
6. Как можно соотнести 1 и 2 части? Соответствуют ли они по тональности, настроению? Какой художественный прием использовал здесь поэт?
- Первая и вторая части как бы противопоставляются друг другу. В 1-й части мы восхищаемся осенним пейзажем, во 2-й – ужасаемся картинами подневольного труда. Прием, использованный здесь Н. А. Некрасовым, называется антитезой.
7. Кого поэт называет настоящим царем для строителей железной дороги? Аргументируйте свой ответ цитатами.
- Царем поэт называет голод, потому что именно голод заставляет работать, несмотря на невыносимо тяжелые условия труда.
«… Водит он армии; в море судами / Правит, в артели сгоняет людей, / Ходит за плугом, стоит за плечами / Каменотесцев, ткачей…».
"Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста".
Автор пишет о своих ощущениях в избе Бирюка: "Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание. Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу"
Зарегистрироваться
14-16 декабря 2021
19:00 (МСК)
Инфоурок
библиотека материалов
ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ
поделиться в vk
поделиться в одноклассниках
поделиться в facebook
поделиться в майлру
Вопросы к стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога»
1. Какое значение для стихотворения имеет эпиграф «Разговор в вагоне»?
- Из эпиграфа мы узнаем, что в стихотворении речь пойдет о строительстве железной дороги.
- Эпиграф как бы противопоставлен содержанию стихотворения: в эпиграфе говорится, что железную дорогу строил граф Петр Андреевич Клейнмихель, настоящим же строителем дороги является народ.
2. Охарактеризуйте композицию стихотворения. Из скольких частей оно состоит?
- Стихотворение состоит из четырех частей.
3. О чем рассказывается в первой части?
- В первой части мы видим неторопливый рассказ поэта о картинах осенней природы, мелькающей за окнами вагона.
4. Какие художественные приемы передать красоту осеннего пейзажа (назовите эпитеты и сравнения)?
Эпитеты: славная осень, здоровый, ядреный воздух, лед неокрепший, речка студеная, морозные ночи.
Сравнения: лед, словно тающий сахар; листья лежат, как ковер; выспаться можно около леса, как в мягкой постели.
5. О чем мы узнаем из второй части стихотворения?
- Ваня под убаюкивающий стук колес поезда засыпает, и во сне он видит умерших строителей, которые рассказывают ему о своей трудной жизни.
- Во 2-ой части показаны страдания мужиков-строителей железной дороги.
6. Как можно соотнести 1 и 2 части? Соответствуют ли они по тональности, настроению? Какой художественный прием использовал здесь поэт?
- Первая и вторая части как бы противопоставляются друг другу. В 1-й части мы восхищаемся осенним пейзажем, во 2-й – ужасаемся картинами подневольного труда. Прием, использованный здесь Н. А. Некрасовым, называется антитезой.
7. Кого поэт называет настоящим царем для строителей железной дороги? Аргументируйте свой ответ цитатами.
- Царем поэт называет голод, потому что именно голод заставляет работать, несмотря на невыносимо тяжелые условия труда.
«… Водит он армии; в море судами / Правит, в артели сгоняет людей, / Ходит за плугом, стоит за плечами / Каменотесцев, ткачей…».
"Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста".
Автор пишет о своих ощущениях в избе Бирюка: "Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание. Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу"