Конечно, каждый читатель имеет своих любимцев. но обычно называют образ петра как живого властителя, так и восковую персону. затем — данилыча (меншикова) и екатерину. их мысли и чувства, их поступки, особенно те, которые каким-то образом связаны с восковой персоной, запоминаются и волнуют читателей чаще всего. создавая повесть, тынянов обращается к конкретным фактам прошедшей эпохи, активно и точно использует документы и при этом умело воссоздает атмосферу далекого времени, широко используя те реалии, которые могут читателю воочию представить жизнь при петре i. так, и описание фактов, и включение в повествование конкретных реалий, и активное использование языка той поры воссоздать эпоху. читая текст, каждый по-своему решает вопрос о том, что отличает документ от художественного произведения. повесть тынянова дает свой ответ, рисуя ситуации и героев, которые отчетливо запечатлены и в документах. каждому очевидна искренняя взволнованность автора событиями, к которым он приобщает читателя. «большее волнение» о своих героях можно доказать, обращаясь к любому из этих героев — от самого петра до шестипалого монстра, мужика, который служит в кунсткамере и экспонатом, и служащим. каждый может выбрать любой конкретный пример.
Тема "крестьянского детства" была одной из основных в лирике некрасова. под главным героем стихотворения подразумевается крестьянский мальчик, миша ломоносов, будущий великий учёный и поэт. основная идея стихотворения - это, не взирая на низшую сословную принадлежность и сопряжённые с ней жизненные тяготы, неуёмная тяга к знаниям и и завидное проявление упорства в достижении поставленных целей. именно школа и обучение в ней - тот связующий мостик из беспросветной дремучести невежества, к открывающему безграничные просторы, свету знаний. образ дороги в стихе переходит в образ жизненного пути.