По сюжетного источника новеллы не существует единого мнения. По утверждению биографа Лермонтова - П.А.Висковатова (1842-1905), «Фаталист», списанный с события, был в станице черненое с Акимом Якимович Хастатовим, дядей Лермонтова: «По крайней мере, эпизод, где Печорин бросается в хату пьяного разъяренного казака, произошел с Хастатовим ». В.Х.Хохряков указывая на одного Лермонтова С.А.Раевского о том, что в «Фаталисте» отражено настоящее происшествие, участниками которого были сам Лермонтов и его приятель А. А. Столыпина. Было высказано и предложение о том, что тема новеллы Лермонтов отыскал в мемуарах Байрона, содержащих рассказ об удивительном случае, произошедшем со школьным приятелем автора воспоминаний: «... взяв пистолет и не справляясь, был ли он заряжен, он приставил его себе ко лбу и спустил курок, предоставив случаю решить, пойдет выстрел или нет. Вопрос о «случае», «судьбы», «предопределения», входивших в круг философских проблем, особенно интересовали современников Лермонтова, и положен в основу «Фаталиста». Сюжет новеллы трижды подтверждает реальность предопределения. Вместе с тем фатализм не исключал для Лермонтова активного вмешательства в жизнь, но, наоборот, он предполагал свободу действий, решительно вторжения в заранее определенный ход событий. На последних страницах романа Печорин называет себя и свое поколение «жалкими потомками, бродить по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха ... не более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья ...» Это и упрек лучшим людям эпохи, и призыв к гражданским подвигам. Печорин, по мнению Белинского: "Не важно, не апатически несет свое страдание, бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих ошибках. В нем беспрерывно рождаются внутренние вопросы, тревожат его, и он в рефлексии ищет ее решения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою ». Смысл романа - трагедия поколения, обреченного на бездействие. В повести «Фаталист» поставлены и решены вопросы о том, может ли критически мыслящий человек проявить свою волю и бороться с пороками общества, к которому сам принадлежит. Если принять точку зрения фаталистом, которые утверждают, что миром правит неизвестна и неотвратимая сила (рок, судьба), то борьба невозможна и потому бессмысленна. Выйдя победителем из смертной схватки с преступником, Печорин усомнился в существовании предопределения потому остался жив не по воле судьбы. Его от неминуемой, казалось бы, гибели хладнокровный ум, строгий расчет и храбрость. Однако из всех событий, изображенных в повести, герой делает далеко идущие выводы: при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость: «Что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда знаю, что меня ждет »
Сочувствие и сопереживание в романе Дубровский вызвали следующие герои : Андрей Гаврилович Дубровский (отец), Владимир Дубровский и Машенька Троекурова.
Неприязнь и осуждение : Кирила Петрович Троекуров , князь Верейский, лжесвидетель Спицин и чиновники , сгоревшие в имении.
Разное отношение объясняются различием этих персонажей.
Дубровский-отец и Дубровский-сын - стали жертвам мести властолюбивого и беспринципного Троекурова. Если бы обстоятельства сложились по-другому, Андрей Гаврилович был бы жив, а Владимир Дубровский не стал бы главарём шайки разбойников.
Машенька - так же жертва жестокости отца и самолюбивого князя Верейского. Вынуждена была против своей воли выйти замуж за ненавистного, старого князя.
Поэтому данные герои вызывают у меня сочувствие, сожаление , что их судьба не сложилась легче, радостней и счастливей.
Троекуров и князь Верейский вызывают только отрицательные эмоции, т.к. оба своенравные, равнодушные, избалованные властью люди. Их не интересуют чувства Машеньки, не трогают её откровенность и слезы. Троекуров особо не мучается угрызениями совести по поводу судьбы семьи Дубровских.
Чиновники и лжесвидетель Спицин - низкие и беспринципные люди на обман.
Поэтому Троекурова, Верейского , Спицина и чиновников, на мой взгляд, можно отнести к отрицательным персонажам романа " Дубровский".
Сочувствие и сопереживание в романе Дубровский вызвали следующие герои : Андрей Гаврилович Дубровский (отец), Владимир Дубровский и Машенька Троекурова.
Неприязнь и осуждение : Кирила Петрович Троекуров , князь Верейский, лжесвидетель Спицин и чиновники , сгоревшие в имении.
Разное отношение объясняются различием этих персонажей.
Дубровский-отец и Дубровский-сын - стали жертвам мести властолюбивого и беспринципного Троекурова. Если бы обстоятельства сложились по-другому, Андрей Гаврилович был бы жив, а Владимир Дубровский не стал бы главарём шайки разбойников.
Машенька - так же жертва жестокости отца и самолюбивого князя Верейского. Вынуждена была против своей воли выйти замуж за ненавистного, старого князя.
Поэтому данные герои вызывают у меня сочувствие, сожаление , что их судьба не сложилась легче, радостней и счастливей.
Троекуров и князь Верейский вызывают только отрицательные эмоции, т.к. оба своенравные, равнодушные, избалованные властью люди. Их не интересуют чувства Машеньки, не трогают её откровенность и слезы. Троекуров особо не мучается угрызениями совести по поводу судьбы семьи Дубровских.
Чиновники и лжесвидетель Спицин - низкие и беспринципные люди на обман.
Поэтому Троекурова, Верейского , Спицина и чиновников, на мой взгляд, можно отнести к отрицательным персонажам романа " Дубровский".
Объяснение: