1. Пьер Безухов человек не военный, но он патриот, к тому же чрезвычайно любопытен до всех проявлений жизни. Поэтому он захотел посмотреть на предстоящее сражение, но, желая только посмотреть, неожиданно, возможно, для самого себя оказался его участником,
Подъезжавшему к месту военных действий Пьеру непременно “захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки”, он был охвачен той торжественностью, которая царила в душе Кутузова и его свиты. “На всех лицах светилась теперь скрытая теплота чувства”. В этот момент Безухов ощущал себя частью всего войска и был счастлив этим чувством единения с миром.
Но вот он подъехал поближе, потерял из виду своих проводников и остался один возле поля битвы. Теперь его окружали недовольные взгляды солдат, которые не понимали, для чего этот толстый человек в белой шляпе здесь топчется. Они видели в нем чужака, который просто хочет поглазеть на непривычное для него зрелище. Солдаты, которые толкали лошадь Пьера, поскольку нелепый всадник мешал им, возможно, уже не раз принимали участие в войне, они знали цену жизни и боялись ее потерять в этой кровавой бойне. Но одновременно понимали, что каждый из них обязан идти против врага. И люди убивали друг друга в этой войне, каждый преследуя свою цель: освобождение отечества, с одной стороны, желание наживы —- с другой. (Хотя Толстой находит для действий французских солдат и другое объяснение: возможно, многие из них просто подчиняются приказам сверху, действуя бесцельно. Но это тоже безнравственно, с точки зрения писателя.)
Уловив настроение солдат, Пьер перестал чувствовать себя частью целого и теперь остро ощущал себя лишним. Боясь опять помешать кому-нибудь, он взошел на курган, устроился в конце канавы и с “бессознательно-радостной улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него”.
Да, Пьер и раньше видел трупы людей, но не заострял внимания, не принимал близко к сердцу: ведь идет война и смерть естественна. А теперь он сидел и вглядывался в окружающие его лица, поступки людей, их поведение. Безухов заметил, что солдаты с хохотом разговаривали между собой, шутили над пролетающими снарядами, как будто не замечали того, что пули и снаряды попадали в намеченные мишени, в тех людей, которые еще минуту назад также смеялись вместе с ними, а теперь их изуродованные тела лежат на поле битвы. Но это веселье — не легкомыслие перед смертью, а нервное напряжение. С каждым попавшим ядром оживление все более разгоралось. Толстой сравнивает происходящее с грозой, а выражение лиц солдат — с молниями “скрытого, разгорающегося огня”. Пьер не смотрел на пожар, пылающий на поле сражения, он был “поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же разгорался и в его душе”.
2.У князя Андрея большая воля к жизни, и к жизни именно с людьми: «Надо, чтобы не для одного меня шла жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все жили со мной вместе».
Опасность, нависшая над страной, преобразила князя Андрея. Патриотизм князя Андрея чётко сформулирован в словах его, сказанных накануне Бородина: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую минуту. И так же думают Тимохин и вся армия. Надо их казнить».
Путь князя Андрея - путь постепенного сближения с народом. Главное своё назначение он видит в служении народу. Князь Андрей заботится о своих крестьянах: перечисляет несколько сот своих крепостных в «вольных хлебопашцев» (т. е. отпускает их на свободу, наделив землёй), для других заменяет барщину оброком и т. п.
Когда началась Отечественная война, князь Андрей добровольно идёт в армию. Он отказывается служить в штабе при «особе государя». По его убеждению, только служба в действующей армии даст ему уверенность, что он будет полезен на войне. Получив в командование полк, князь Андрей ещё больше сближается с народом. «В полку его называли наш князь, им гордились и его любили». Таким образом, в душевном обновлении князя Андрея главную роль сыграли простые русские солдаты.
Государство и личность,власть и "маленькие люди",свобода и рабство-эти темы волновали Пушкина с начала его творческого пути.Юного поэта манила тема свободы,несовершенство системы правления его возмущало.Творчество поэта-гражданина патриотично,обличение тиранов,правящих народами,вольнолюбивый поиск ответов на политические вопросы противоречий в обществе:
"Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок."
Проблемы общества и самодержавия,отношение власти к личности и народу в целом,забытый закон равенства и справедливости,Пушкин выступает против деспотизма самодержавия:
"И горе, горе племенам, Где дремлет он неосторожно, Где иль народу, иль царям Законом властвовать возможно!"
Патриот Родины,"голос свободы",Пушкин полагает,что можно изменить государство,сделать его гуманным,смягчить отношение власти к народу,демократизировать общество:
"Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья."
Взрослея,романтик-поэт,пройдя через ссылки,меняет и взгляды на государство и личность,проблему свободы и народа,определяющего судьбы царей и государств:
"чем сильны мы Не войском, нет, не польскою подмогой, А мнением; да! мнением народным."
Попытки переустроить государство обречены,реалист Пушкин осознаёт роль народа в государстве,внутренней свободы каждого человека.Интересы государства не всегда совпадают с интересами каждого гражданина,личности:
"Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи Вот счастье! вот права..."
Впервые в истории русской литературы,Пушкин затрагивает проблему "маленького человека" и его месте в государстве.Из тысячи тысяч маленьких людей,складывается огромное государство.Ущемляя права,унижая миллионы народа,государство само становится ущербным,несовершенным.Каждый человек заслуживает уважения,понимания,сочувствия.Преследуя интересы государства,нельзя забывать об интересах "маленьких людей". Позиция Пушкина менялась со временем,нельзя однозначно сказать,что важнее: интересы государства или интересы "маленького человека. По мнению поэта,проблема государства и личности неразрешима,бессмысленно восставать против бездушности власти.Мечты поэта-о сильном государстве,заботившемся о "маленьких людях",их свободах и интересах.Чем лучше живётся народу,тем выше уровень жизни государства.Народ будет жить интересами демократического государства,которое будет соблюдать права и свободы "маленьких людей",думать о важности интересов всех граждан ,такой счастливой страны. О будущем России А.С. Пушкин писал:"Росам по своему положению - географическому, политическому - есть судилище, приказ Европы. Мы - великие судия..."
1. Пьер Безухов человек не военный, но он патриот, к тому же чрезвычайно любопытен до всех проявлений жизни. Поэтому он захотел посмотреть на предстоящее сражение, но, желая только посмотреть, неожиданно, возможно, для самого себя оказался его участником,
Подъезжавшему к месту военных действий Пьеру непременно “захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки”, он был охвачен той торжественностью, которая царила в душе Кутузова и его свиты. “На всех лицах светилась теперь скрытая теплота чувства”. В этот момент Безухов ощущал себя частью всего войска и был счастлив этим чувством единения с миром.
Но вот он подъехал поближе, потерял из виду своих проводников и остался один возле поля битвы. Теперь его окружали недовольные взгляды солдат, которые не понимали, для чего этот толстый человек в белой шляпе здесь топчется. Они видели в нем чужака, который просто хочет поглазеть на непривычное для него зрелище. Солдаты, которые толкали лошадь Пьера, поскольку нелепый всадник мешал им, возможно, уже не раз принимали участие в войне, они знали цену жизни и боялись ее потерять в этой кровавой бойне. Но одновременно понимали, что каждый из них обязан идти против врага. И люди убивали друг друга в этой войне, каждый преследуя свою цель: освобождение отечества, с одной стороны, желание наживы —- с другой. (Хотя Толстой находит для действий французских солдат и другое объяснение: возможно, многие из них просто подчиняются приказам сверху, действуя бесцельно. Но это тоже безнравственно, с точки зрения писателя.)
Уловив настроение солдат, Пьер перестал чувствовать себя частью целого и теперь остро ощущал себя лишним. Боясь опять помешать кому-нибудь, он взошел на курган, устроился в конце канавы и с “бессознательно-радостной улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него”.
Да, Пьер и раньше видел трупы людей, но не заострял внимания, не принимал близко к сердцу: ведь идет война и смерть естественна. А теперь он сидел и вглядывался в окружающие его лица, поступки людей, их поведение. Безухов заметил, что солдаты с хохотом разговаривали между собой, шутили над пролетающими снарядами, как будто не замечали того, что пули и снаряды попадали в намеченные мишени, в тех людей, которые еще минуту назад также смеялись вместе с ними, а теперь их изуродованные тела лежат на поле битвы. Но это веселье — не легкомыслие перед смертью, а нервное напряжение. С каждым попавшим ядром оживление все более разгоралось. Толстой сравнивает происходящее с грозой, а выражение лиц солдат — с молниями “скрытого, разгорающегося огня”. Пьер не смотрел на пожар, пылающий на поле сражения, он был “поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же разгорался и в его душе”.
2.У князя Андрея большая воля к жизни, и к жизни именно с людьми: «Надо, чтобы не для одного меня шла жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все жили со мной вместе».
Опасность, нависшая над страной, преобразила князя Андрея. Патриотизм князя Андрея чётко сформулирован в словах его, сказанных накануне Бородина: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую минуту. И так же думают Тимохин и вся армия. Надо их казнить».
Путь князя Андрея - путь постепенного сближения с народом. Главное своё назначение он видит в служении народу. Князь Андрей заботится о своих крестьянах: перечисляет несколько сот своих крепостных в «вольных хлебопашцев» (т. е. отпускает их на свободу, наделив землёй), для других заменяет барщину оброком и т. п.
Когда началась Отечественная война, князь Андрей добровольно идёт в армию. Он отказывается служить в штабе при «особе государя». По его убеждению, только служба в действующей армии даст ему уверенность, что он будет полезен на войне. Получив в командование полк, князь Андрей ещё больше сближается с народом. «В полку его называли наш князь, им гордились и его любили». Таким образом, в душевном обновлении князя Андрея главную роль сыграли простые русские солдаты.
"Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок."
Проблемы общества и самодержавия,отношение власти к личности и народу в целом,забытый закон равенства и справедливости,Пушкин выступает против деспотизма самодержавия:
"И горе, горе племенам,
Где дремлет он неосторожно,
Где иль народу, иль царям
Законом властвовать возможно!"
Патриот Родины,"голос свободы",Пушкин полагает,что можно изменить государство,сделать его гуманным,смягчить отношение власти к народу,демократизировать общество:
"Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья."
Взрослея,романтик-поэт,пройдя через ссылки,меняет и взгляды на государство и личность,проблему свободы и народа,определяющего судьбы царей и государств:
"чем сильны мы
Не войском, нет, не польскою подмогой,
А мнением; да! мнением народным."
Попытки переустроить государство обречены,реалист Пушкин осознаёт роль народа в государстве,внутренней свободы каждого человека.Интересы государства не всегда совпадают с интересами каждого гражданина,личности:
"Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи
Вот счастье! вот права..."
Впервые в истории русской литературы,Пушкин затрагивает проблему "маленького человека" и его месте в государстве.Из тысячи тысяч маленьких людей,складывается огромное государство.Ущемляя права,унижая миллионы народа,государство само становится ущербным,несовершенным.Каждый человек заслуживает уважения,понимания,сочувствия.Преследуя интересы государства,нельзя забывать об интересах "маленьких людей".
Позиция Пушкина менялась со временем,нельзя однозначно сказать,что важнее: интересы государства или интересы "маленького человека.
По мнению поэта,проблема государства и личности неразрешима,бессмысленно восставать против бездушности власти.Мечты поэта-о сильном государстве,заботившемся о "маленьких людях",их свободах и интересах.Чем лучше живётся народу,тем выше уровень жизни государства.Народ будет жить интересами демократического государства,которое будет соблюдать права и свободы "маленьких людей",думать о важности интересов всех граждан ,такой счастливой страны.
О будущем России А.С. Пушкин писал:"Росам по своему положению - географическому, политическому - есть судилище, приказ Европы. Мы - великие судия..."