Невская битва кратко. В 1240 году Киевская Русь представляла из себя государство, раздробленное на княжества, каждое из которых стремилось стать главенствующим.
В те годы центральные и южные княжества страдали от монголо-татарского ига, а на северное, Новгородское, обрушилась иная беда. Ливонский орден вступил в союз со шведами Папой Римским, дабы изжить «неверных» с земель Новгородского княжества.
Шведской войско, в состав которой помимо шведов входили финны, норвежцы и представители католической церкви, возглавлял Ульф Фаси.
Ижорские земли, куда вторглась шведская армия, отправили весть о вторжении своим союзникам, в Новгород.
Князь новгородский, Александр Ярославович, собрал наспех войско и, не обратившись за к Владимирскому княжеству, выступил со своей небольшой дружиной на встречу врагу. По пути к князю присоединились ладожские ополченцы. Армия Александра Ярославовича состояла в основном из конницы, что обеспечило мобильность армии. Шведы к такому абсолютно не были готовы.
Утром 15 июля 1240 года Александр Ярославович приказал лучникам обстрелять лагерь шведов огненными стрелами. Шведы начали паниковать, в их рядах была сумятица. Князь Александр, воспользовавшись неразберихой во вражеской армии, приказал своему войску атаковать. Русские ударили по шведам и обратили их в бегство: остатки шведской армии сели на корабли и отступили.
После этой победы Александра Ярославовича прозвали Невским. Шведы оказались разрозненны с тевтонцами, что повлияло на их последующее вторжение.
Новгородские бояре, опасаясь того, что влияние князя Александра возрастёт после такой впечатляющей победы, начали строить ему козни. Александр Невский был вынужден уехать к своему отцу. Однако уже через год новгородцы попросили Александра вернуться, чтобы продолжить войну с Ливонским орденом. Невский согласился и в 1242 году принял участие в таком важном сражении, как Ледовое побоище.
В 1833 году Александр Сергеевич Пушкин уже избавился от надежд на просвещенное правление Николая I, когда свои размышления о судьбе народа и пугачевского бунта представил в своем романе «Капитанская дочка», когда он проехал через всю Россию в Оренбург. В итоге он уединяется в имении жены Болдине, чтобы собраться с мыслями, где и создает поэму «Медный всадник», которую посвящает реформатору Петру Первому. Пушкин называет свое произведение «петербургской повестью» (в черновиках — «горестный рассказ» и «грустное преданье») и настаивает на том, что «происшествие, описанное в сей повести, основано на истине».
В «Медном всаднике» Пушкин ставит два самых актуальных для своего времени вопроса: об общественных противоречиях и о будущем страны. Для этого он показывает настоящее и будущее России как неразрывное целое. Толчком к созданию поэмы можно считать знакомство Пушкина с третьей частью поэмы польского поэта Адама Мицкевича «Дзяды», в приложении к которой был стихотворный цикл «Петербург».
Туда входило стихотворение «Памятник Петру Великому» и еще несколько стихов, содержащих жесточайшую критику николаевской России. Мицкевич ненавидел самодержавие и резко отрицательно относился к Петру I, которого считал основателем современной русской государственности, а памятник ему называет «глыбой тирании».
Русский поэт противопоставил в «Медном всаднике» взглядам польского поэта свою философию истории. Интерес к петровской эпохе был у Пушкина весьма огромен. Он ценил прогрессивную деятельность Петра, но облик царя вырисовывается в двух планах: с одной стороны, это реформатор, с другой — самовластный царь, заставляющий повиноваться себе кнутом и палкой.
Глубокая по содержанию поэма «Медный всадник» была создана в кратчайший срок — с 6 по 31 октября 1833 года. Сюжет разворачивается вокруг Евгения, бедного чиновника, бросившего вызов статуе императора — основателя Петербурга. Эта дерзость «маленького человека» объясняется потрясением, которое испытал герой, когда после наводнения в Петербурге потерял свою невесту Парашу, оказавшуюся в зоне наводнения.
Все события, описанные в поэме, разворачиваются вокруг главных героев: их двое — мелкий чиновник Евгений и царь Петр I. Вступление к поэме является развернутой экспозицией к образу Петра: это и выяснение исторической роли государя, и описание его деятельности. Тема прославления Петра во вступлении проникнута верой в будущее России, она звучит патетически. Так же торжественно звучит и начало первой части, где поэт прославляет юный «град Петров».
Но рядом с государем оказывается бедный чиновник, мечтающий об обыденном — о семье и скромном достатке. В отличие от других «маленьких» людей (Вырина из «Станционного смотрителя» или Башмачкина из «Шинели»), драма Евгения в «Медном всаднике» заключается в том, его личная судьба втянута в круговорот истории и связана со всем ходом исторического процесса в России. В итоге Евгений противостоит царю Петру.
Наводнение — центральный эпизод произведения. Смысл наводнения — бунт природы против творения Петра. Яростная злость взбунтовавшейся стихии бессильна разрушить город Петра, но это становится бедствием для социальных низов Петербурга. Поэтому в Евгении просыпаются мятежные чувства, и он бросает упрек небу, которое создало человека слишком бессильным. Позже, потеряв возлюбленную, Евгений сходит с ума.
Через год во время такой же ненастной поры, что и перед наводнением 1824 года, Евгений вспоминает все пережитое и видит на «площади Петровой» виновника всех своих несчастий — Петра Россию, Петр поднял ее на дыбы над бездной и своею волей основал город над морем, и это приносит гибель в жизнь влачившего свой жалкий век Евгения. А горделивый истукан стоит по-прежнему на неколебимой вершине, не считая нужным даже взглянуть в сторону ничтожных людей.
Тогда в душе Евгения рождается протест: он припадает к решетке и злобно шепчет свои угрозы. Молчаливый истукан превращается в грозного царя, преследующего своим «тяжело-звонким скаканьем» Евгения, в итоге заставив его смириться. Мятеж «маленького человека» против Петра побежден, а труп Евгения похоронен на пустынном острове.
Поэма открывает читателю отношение поэта-гуманиста, признающего за каждым право быть счастливым, к жестокому подавлению мятежа. Автор намеренно вызывает сочувствие к судьбе «бедного Евгения», перемолотого историческими обстоятельствами, а финал звучит словно скорбный реквием, словно горькое эхо патетического пролога.
В 1240 году Киевская Русь представляла из себя государство, раздробленное на княжества, каждое из которых стремилось стать главенствующим.
В те годы центральные и южные княжества страдали от монголо-татарского ига, а на северное, Новгородское, обрушилась иная беда. Ливонский орден вступил в союз со шведами Папой Римским, дабы изжить «неверных» с земель Новгородского княжества.
Шведской войско, в состав которой помимо шведов входили финны, норвежцы и представители католической церкви, возглавлял Ульф Фаси.
Ижорские земли, куда вторглась шведская армия, отправили весть о вторжении своим союзникам, в Новгород.
Князь новгородский, Александр Ярославович, собрал наспех войско и, не обратившись за к Владимирскому княжеству, выступил со своей небольшой дружиной на встречу врагу. По пути к князю присоединились ладожские ополченцы. Армия Александра Ярославовича состояла в основном из конницы, что обеспечило мобильность армии. Шведы к такому абсолютно не были готовы.
Утром 15 июля 1240 года Александр Ярославович приказал лучникам обстрелять лагерь шведов огненными стрелами. Шведы начали паниковать, в их рядах была сумятица. Князь Александр, воспользовавшись неразберихой во вражеской армии, приказал своему войску атаковать. Русские ударили по шведам и обратили их в бегство: остатки шведской армии сели на корабли и отступили.
После этой победы Александра Ярославовича прозвали Невским. Шведы оказались разрозненны с тевтонцами, что повлияло на их последующее вторжение.
Новгородские бояре, опасаясь того, что влияние князя Александра возрастёт после такой впечатляющей победы, начали строить ему козни. Александр Невский был вынужден уехать к своему отцу. Однако уже через год новгородцы попросили Александра вернуться, чтобы продолжить войну с Ливонским орденом. Невский согласился и в 1242 году принял участие в таком важном сражении, как Ледовое побоище.
В «Медном всаднике» Пушкин ставит два самых актуальных для своего времени вопроса: об общественных противоречиях и о будущем страны. Для этого он показывает настоящее и будущее России как неразрывное целое. Толчком к созданию поэмы можно считать знакомство Пушкина с третьей частью поэмы польского поэта Адама Мицкевича «Дзяды», в приложении к которой был стихотворный цикл «Петербург».
Туда входило стихотворение «Памятник Петру Великому» и еще несколько стихов, содержащих жесточайшую критику николаевской России. Мицкевич ненавидел самодержавие и резко отрицательно относился к Петру I, которого считал основателем современной русской государственности, а памятник ему называет «глыбой тирании».
Русский поэт противопоставил в «Медном всаднике» взглядам польского поэта свою философию истории. Интерес к петровской эпохе был у Пушкина весьма огромен. Он ценил прогрессивную деятельность Петра, но облик царя вырисовывается в двух планах: с одной стороны, это реформатор, с другой — самовластный царь, заставляющий повиноваться себе кнутом и палкой.
Глубокая по содержанию поэма «Медный всадник» была создана в кратчайший срок — с 6 по 31 октября 1833 года. Сюжет разворачивается вокруг Евгения, бедного чиновника, бросившего вызов статуе императора — основателя Петербурга. Эта дерзость «маленького человека» объясняется потрясением, которое испытал герой, когда после наводнения в Петербурге потерял свою невесту Парашу, оказавшуюся в зоне наводнения.
Все события, описанные в поэме, разворачиваются вокруг главных героев: их двое — мелкий чиновник Евгений и царь Петр I. Вступление к поэме является развернутой экспозицией к образу Петра: это и выяснение исторической роли государя, и описание его деятельности. Тема прославления Петра во вступлении проникнута верой в будущее России, она звучит патетически. Так же торжественно звучит и начало первой части, где поэт прославляет юный «град Петров».
Но рядом с государем оказывается бедный чиновник, мечтающий об обыденном — о семье и скромном достатке. В отличие от других «маленьких» людей (Вырина из «Станционного смотрителя» или Башмачкина из «Шинели»), драма Евгения в «Медном всаднике» заключается в том, его личная судьба втянута в круговорот истории и связана со всем ходом исторического процесса в России. В итоге Евгений противостоит царю Петру.
Наводнение — центральный эпизод произведения. Смысл наводнения — бунт природы против творения Петра. Яростная злость взбунтовавшейся стихии бессильна разрушить город Петра, но это становится бедствием для социальных низов Петербурга. Поэтому в Евгении просыпаются мятежные чувства, и он бросает упрек небу, которое создало человека слишком бессильным. Позже, потеряв возлюбленную, Евгений сходит с ума.
Через год во время такой же ненастной поры, что и перед наводнением 1824 года, Евгений вспоминает все пережитое и видит на «площади Петровой» виновника всех своих несчастий — Петра Россию, Петр поднял ее на дыбы над бездной и своею волей основал город над морем, и это приносит гибель в жизнь влачившего свой жалкий век Евгения. А горделивый истукан стоит по-прежнему на неколебимой вершине, не считая нужным даже взглянуть в сторону ничтожных людей.
Тогда в душе Евгения рождается протест: он припадает к решетке и злобно шепчет свои угрозы. Молчаливый истукан превращается в грозного царя, преследующего своим «тяжело-звонким скаканьем» Евгения, в итоге заставив его смириться. Мятеж «маленького человека» против Петра побежден, а труп Евгения похоронен на пустынном острове.
Поэма открывает читателю отношение поэта-гуманиста, признающего за каждым право быть счастливым, к жестокому подавлению мятежа. Автор намеренно вызывает сочувствие к судьбе «бедного Евгения», перемолотого историческими обстоятельствами, а финал звучит словно скорбный реквием, словно горькое эхо патетического пролога.