Потому что в разные периоды своей жизни писатель обращал внимание на различные недостатки современной ему действительности. так, в самом начале своего творческого пути писатель обличает незначительные пороки, лежащие на поверхности человеческой натуры, выявление которых не требует глубокого анализа. в числе этих пороков невежество, желание человека во все вмешиваться, навязывать всем свое мнение и образец поведения, чинопочитание. как в рассказе а. п. чехова “смерть чиновника”, в котором показан пример преклонения перед званиями, способного в прямом смысле уничтожить человека. экзекутор червяков так навязчиво и униженно раболепствует перед генералом, пытаясь извиниться за свое неосторожное поведение (чихнул, и брызги попали на лысину генерала) , что последний не выдерживает, хотя, кажется, должен был привыкнуть к пресмыкательству подчиненных. в бешенстве он набрасывается на бедного червякова и выгоняет, “сомлевшего от ужаса” и душевно умершего. вернувшись домой, червяков действительно умирает. смешно и горько. по-этому не случайно рассказ называется “смерть чиновника”, именно чиновника, а не человека. чиновник, это государственный служащий ( по-моему, самый незначительный на карьерной лестнице) . акцент сделан именно на чиновника и его подобострастное отношение к более высшему чину. чехов хотел подчеркнуть именно угодливо-навязчивую сторону чиновничьего сословия.: нуу, как-то моё мнение.
князь серебряный начиная повествование, автор объявляет, что главная его цель — показать общий характер эпохи, её нравов, понятий, верований, и потому он допустил отступления от в подробностях, — и заключает, что важнейшим чувством его было негодование: не так на иоанна, как на общество, на него не негодующее. летом 1565 г. молодой боярин князь никита романович серебряный, возвращаясь из литвы, где провел пять лет в тщании подписать мир на многие годы и не преуспевший в том из-за увертливости литовских дипломатов и собственного прямодушия, подъезжает к деревеньке медведевке и застает там праздничные веселья. вдруг наезжают опричники, рубят мужиков, ловят девок и жгут деревню. князь принимает их за разбойников, повязывает и сечет, несмотря на угрозы главного их, матвея хомяка. велев своим воинам везти разбойников к губному старосте, он отправляется дальше с стремянным михеичем, два отбитых им у опричников пленника берутся сопровождать его. в лесу, оказавшись разбойниками, они оберегают князя с михеичем от собственных товарищей, приводят на ночлег к мельнику и, сказавшись один ванюхой перстнем, другой коршуном, уходят. на мельницу приезжает князь афанасий вяземский и, сочтя мельниковых постояльцев спящими, клянет свою безответную любовь, требует приворотных трав, угрожая мельнику, принуждает его вызнать, нет ли у него счастливого соперника, и, получив слишком определенный ответ, в отчаянье уезжает. его зазноба елена дмитриевна, дочь окольничего плещеева-очина, осиротев, чтоб избежать домогательств вяземского, нашла спасение в замужестве за старым боярином дружиной адреевичем морозовым, хоть и не имела к нему расположения, любя серебряного и даже дав ему слово, — но серебряный был в литве. иоанн, покровительствуя вяземскому, гневясь на морозова, бесчестит его, предлагая на пиру сесть ниже годунова, и, получив отказ, объявляет его опальным. меж тем в москве вернувшийся серебряный видит множество опричников, дерзких, пьяных и разбойных, именующих себя «царскими слугами». встреченный блаженный вася называет его братом, тоже юродивым, и предрекает недоброе у боярина морозова. к нему, давнему своему и родительскому другу, отправляется князь. он видит в саду елену в замужнем кокошнике. морозов рассказывает об опричнине, доносах, казнях и переезде царя в александровскую слободу, куда, по убеждению морозова на верную смерть, собирается серебряный. но, не желая прятаться от царя своего, князь уезжает, объяснившись с еленою в саду и мучась душевно.