ЛЕВША — герой рассказа Н. С. Лескова «Левша» (1881, первая публикация под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (цеховая легенда)») . Произведение, созданное в духе лубка, обычно называют гимном таланту русского народа, олицетворенного в образе тульского мастера Л. , который даже блоху сумел подковать. Но сам автор возражал против такой трактовки. В рассказе, стилизованном под легенду, говорится не только о соревновании искусных англичан и даровитых русских, но и о тех условиях, в которых вынужден жить талантливый человек в России. Лесков говорит об отношении самодержцев Александра и Николая к своим подданным, о жестокости «промежуточной» власти в лице атамана Платова. Л. и его товарищи-ремесленники сумели без «мелкоскопа» , без «расчета силы» не только подковать блоху, но и написать на подковках имя мастера. Не тщеславие двигало Л. к цели, а патриотизм. Не англичан хотел он посрамить, а Россию возвысить. Потому, приступая к делу, молился Л. Николе Мценскому и совершил фантастическую по ювелирное™ работу. Однако истинный народный талант в России живет в нищете, им помыкают; Платов швыряет Л. «к себе в коляску в ноги» . Для сравнения Лесков показывает жизнь менее дерзостных в своей фантазии и своем таланте англичан. Глазами прибывшего в Англию Л. мы видим условия, о каких и мечтать не может русский мастеровой. Англичане ценят сноровку, опыт, талант Л. , заботятся о нем, обращаются с ним, как с барином, стараются угодить во всем, предлагают остаться у них на постоянное (и сытое) жительство. Но, узнав английский секрет хранения оружия, тульский мастер просит лишь об одном — поскорее отправить его в Россию. Единственное его желание — сообщить об этом секрете царю, ибо эти сведения действительно государственной важности. Однако если в Англии «другие правила жизни, науки и продовольствия» , то в России — все то же беззаконие и безразличие. Стоило Л. оказаться на родной земле, как у него, заболевшего, отобрали не только английские богатые подарки, но и остатки здоровья. Никому нет дела до секрета, которым владеет мастер, до его поразительных до его жизни. Так и умирает он, всеми брошенный, в больнице для бедных. Больше всего страдает Л. от того, что уносит с собою в могилу выведанный у англичан секрет. «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина», — говорит о своем русском «камраде» Л. «аглицкий полшкипер» . Несмотря на то что «собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства» (автор подчеркивал, что «левша есть лицо, мною выдуманное») , предпринимаются попытки найти прообраз оружейника.
Тургенев видел в базарове лицо "трагическое", прежде всего потому, что время базаровых не пришло. точка зрения автора слышна в горьких словах базарова, которые он произносит перед смертью: "я нужен россии… нет, видно не нужен". автор сам не мог представить, как будет действовать его герой. писарев так объясняет это: "не имея возможности показать нам, как живёт и действует базаров, тургенев показал нам, как он умирает". перед лицом смерти проявляются лучшие свойства базарова: нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью; поэтическая любовь к одинцовой; жажда жизни, подвига; сила воли, мужество перед угрозой неизбежной смерти. тургенев завершил судьбу евгения смертью, но на этом роман не заканчивается. автор завершает роман эпилогом, в котором рассказывает о том, как сложились судьбы героев романа после смерти базарова. и мы видим, что все (за исключением стариков-родителей и доброй кати, которая иногда вспоминает евгения) продолжают жить так, как если бы никакого базарова вообще не было. этим тургенев показывает, что евгений ничего не достиг в этой жизни, ничем не запомнился окружающим, а наоборот быстро был забыт. итог жизни базарова невольно напоминает строки лермонтова: толпой над миром мы пройдем без шума и следа. ни бросившим векам, ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда. в этом отражается неверие автора в то, что люди базаровского склада найдут путь обновления россии. но то, какой любовью к своему герою проникнуты последние строки романа, свидетельствует о нравственной силе базарова и его большого общественного значения. тургенев писал: "если читатель не полюбит базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, - я виноват и не достиг своей цели". эпилог понять смысл романа. в эпилоге автор описывает могилу базарова и говорит, что цветы на могиле "говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной… ". скорее всего, тургенев имел в виду то, что споры "отцов и детей" вечны. именно из этих споров, столкновений, говорящих о развитии человечества и философской мысли, и состоит жизнь.