Гродно - общая информация о городе: описание, история, фото Гро́дно — город в Белоруссии, административный центр Гродненской области. Город расположен в западной части области, на берегах реки Неман, на границе с Польшей и Литвой (в 15 и 30 км соответственно). Узел автомобильных и железнодорожных путей. Население по состоянию на 1 ноября 2013 года — 355 737 человек (перепись 2009 года — 327 540 человек. Главой города является председатель городского исполнительного комитета (горисполкома). Гродно — один из самых старых городов Белоруссии. Он впервые упоминается в летописях в 1005 году . Датой основания города является 1128 год . В 1376 году Гродно был присоединен к владениям князя Витовта. Начиная с 1569 года город находится в составе Речи Посполитой. В 1795 году Гродно был присоединен к Российской империи, а в 1801 году стал губернским городом. В 1863 году город был центром польского восстания в Белоруссии. В 1912 году вокруг города было начато строительство Гродненской крепости. В связи с началом Первой мировой войны, закончить эти работы не удалось. 2 сентября 1915 года город был захвачен германской армией. В июле 1920 года город перешёл под советский контроль, но в уже в октябре того же года перешёл под управление Польши, в составе которой оставался вплоть до 21 сентября 1939 года. 23 июня 1941 года Гродно был оккупирован немецкими войсками (18 сентября 1941 года Гродно был включен в состав германского округа «Белосток» нем. Bezirk Bialystok (а в его составе нем. Kreisskomissariat Plötz). 16 июля 1944 года Гродно был освобожден советской армией, 20 сентября 1944 года Гродно стал административным центром вновь созданной Гродненской области. Этот статус город сохранил и после образования Республики Беларусь в 1991 году. Ведущими отраслями в городе являются машиностроение и металлообработка, химическая, текстильная, кожевенно-обувная, стройматериалов. Наиболее крупные предприятия — ОАО «Гродно Азот» (в состав которого входит ПТК «Химволокно») и ОАО «Белкард». Гродно разделен на два административных района — Ленинский и Октябрьский. История Гродно известен с начала XII века, когда городенский князь Всеволодко впервые упоминается в русских летописях. Именно тогда город впервые стал известен как центр Городенского княжества — удельного княжества в составе Древнерусского государства. Городенское княжество считается первой формой государственности на территории Чёрной Руси. За свою историю город являлся центром различных административно-территориальных единиц Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи, Советского Союза и независимой Республики Беларусь, где он является областным центром; расположен недалеко от государственной границы с Польшей и Литвой. Гродно — один из старейших городов на территории Белоруссии. Археологические раскопки показывают, что в конце I — начале II тысячелетия Гродненщину населяли в основном балтские ятвяги и литва и расширявшие свое присутствие славянские дреговичи; первые славянские поселения на территории будущего Гродно появились в X веке на высоком берегу в устье рек Городничанка и Неман. В XII веке на месте этих поселений возник город, располагавшийся на пересечении торговых путей, и изначально представлявший собой небольшую крепость с укреплённым торговым городком. Начиная с XII века и до сегодняшнего дня Городен (Гародня, Городенъ) всегда являлся приграничным и часто использовался как пограничный форпост различных государственных образований.
Стихотворение «Листок» было написано М. Лермонтовым весной 1841 года, после возвращения на Кавказ из двухмесячного отпуска, проведенного в Петербурге. Последние месяцы жизни были временем поэтического расцвета Лермонтова: глубокое переосмысление им своей жизни и его размышления нашли отражение в произведениях последнего периода. Впервые стихотворение было опубликовано уже после смерти поэта, в 1843 году, в журнале «Отечественные записки».
В центре произведения – судьба одинокого, не находящего покой человека. Образ листка как символа изгнанника был широко распространен в европейской литературе эпохи романтизма. Основной темой стихотворения, относящегося к философской лирике, являются поиски одинокой душой спокойствия и душевного тепла в реальном мире. На автобиографичность произведения указывают направление движения листка на юг (для Лермонтова это был Кавказ) и тот факт, что листок, оторвавшись «от ветки родимой» отправился скитаться не по собственной воле, а «жестокою бурей гонимый». Листок символизирует трагически одинокого человека, оторванного от своих корней, в чужом мире.
Стихотворение является элегией по жанру; в нем отчетливо звучат мотивы личных переживаний лирического героя – тоски, страдания и одиночества.
Произведение сюжетно, в нем раскрывается история странствующего вдали «от отчизны суровой» листка. Композиция «Листка» построена на противопоставлении центральных образов – дубового листка и чинары. Прием антитезы усиливает конфликт между ними: листок – желт и засох, а чинара – изумрудного цвета и свежа; он подвижен, а она статична; он пылен, а чинара чиста (ее корни омывает море). Листок представлен странником, чинара же нигде не была. Чинара дружит с окружающим миром, живя в гармонии с морем, солнцем и ветром. Для листка окружающий мир враждебен: солнце сушит его, ветер несет, а море сулит гибель.
В стихотворении ярко прослеживается романтический конфликт реальности, столь суровой для листка, с теплым, почти сказочным миром чинары. Много повидавший на своем веку («Немало я знаю рассказов мудреных и чудных») лирический герой («бедный дубовый листочек»), стремясь избавиться от мучительного одиночества и тоски, просит принять его таким, какой он есть, молит чинару о сострадании: «Прими же пришельца…».
В образе «младой» чинары Лермонтов аллегорически выразил тему любви. Красивая внешне - высокая, с изумрудными листьями - чинара живет в своем самодостаточном мирке, не желая знать ничего, что происходит за его пределами: «Да к чему мне эти небылицы?». Поэт противопоставляет внешнюю красоту чинары ее бездушному внутреннему миру: эгоистичная и равнодушная чинара глуха к страданиям других и не на сопереживание.
Кульминация стихотворения – крушение надежды героя на обретение покоя и счастья: «Иди себе дальше, о странник!». Последнее слово в диалоге героев остается за чинарой, что усиливает ощущение безысходности судьбы листка. Хотя финал стихотворения открыт, в нем отчетливо звучит чувство обреченности не находящего покоя вдали от родины героя. Герой обречен или на неминуемую смерть, или на бесконечные мучительные скитания.
Синтаксическая организация стихотворения также усиливает главный конфликт. Образу листка посвящены три первые строфы, представляющие собой бессоюзные сложные предложения. Образ чинары раскрывается в двух последних строфах, выраженных пятью предложениями. Вопросительные и восклицательные интонации передают такие чувства чинары, как возмущение и гнев.
Стихотворение состоит из пяти строф: четыре представляют собой четверостишия, а заключительная строфа – восьмистишие. Лермонтов использовал для написания «Листка» редко встречающийся трехсложный размер – пятистопный амфибрахий и два рифмовки – смежную и перекрестную (в четвертой строфе). Особенностью ритмической организации является употребление парной женской рифмы, придающей стихотворению особую напевность.
Произведение насыщено средствами художественной выразительности: эпитетами (холодное море, в отчизне суровой, ветки родимой, младая чинара), метафорами (сынам свежим, засох я без тени, увял я без сна), олицетворениями (докатился до Черного моря, приюта молит, с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская). Использование такого стилистического приема, как ассонанс (повтор гласных «о» и «а») передает минорное настроение героя и делает стихотворение удивительно мелодичным.
Конфликт мечты и реальности в стихотворении «Листок» отражает парадоксальный синтез избытка чувств и неверия в человеческие чувства самого поэта.
Гро́дно — город в Белоруссии, административный центр Гродненской области.
Город расположен в западной части области, на берегах реки Неман, на границе с Польшей и Литвой (в 15 и 30 км соответственно). Узел автомобильных и железнодорожных путей. Население по состоянию на 1 ноября 2013 года — 355 737 человек (перепись 2009 года — 327 540 человек. Главой города является председатель городского исполнительного комитета (горисполкома).
Гродно — один из самых старых городов Белоруссии. Он впервые упоминается в летописях в 1005 году . Датой основания города является 1128 год . В 1376 году Гродно был присоединен к владениям князя Витовта. Начиная с 1569 года город находится в составе Речи Посполитой. В 1795 году Гродно был присоединен к Российской империи, а в 1801 году стал губернским городом. В 1863 году город был центром польского восстания в Белоруссии. В 1912 году вокруг города было начато строительство Гродненской крепости. В связи с началом Первой мировой войны, закончить эти работы не удалось. 2 сентября 1915 года город был захвачен германской армией.
В июле 1920 года город перешёл под советский контроль, но в уже в октябре того же года перешёл под управление Польши, в составе которой оставался вплоть до 21 сентября 1939 года.
23 июня 1941 года Гродно был оккупирован немецкими войсками (18 сентября 1941 года Гродно был включен в состав германского округа «Белосток» нем. Bezirk Bialystok (а в его составе нем. Kreisskomissariat Plötz). 16 июля 1944 года Гродно был освобожден советской армией, 20 сентября 1944 года Гродно стал административным центром вновь созданной Гродненской области. Этот статус город сохранил и после образования Республики Беларусь в 1991 году.
Ведущими отраслями в городе являются машиностроение и металлообработка, химическая, текстильная, кожевенно-обувная, стройматериалов. Наиболее крупные предприятия — ОАО «Гродно Азот» (в состав которого входит ПТК «Химволокно») и ОАО «Белкард».
Гродно разделен на два административных района — Ленинский и Октябрьский.
История
Гродно известен с начала XII века, когда городенский князь Всеволодко впервые упоминается в русских летописях. Именно тогда город впервые стал известен как центр Городенского княжества — удельного княжества в составе Древнерусского государства. Городенское княжество считается первой формой государственности на территории Чёрной Руси.
За свою историю город являлся центром различных административно-территориальных единиц Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи, Советского Союза и независимой Республики Беларусь, где он является областным центром; расположен недалеко от государственной границы с Польшей и Литвой.
Гродно — один из старейших городов на территории Белоруссии. Археологические раскопки показывают, что в конце I — начале II тысячелетия Гродненщину населяли в основном балтские ятвяги и литва и расширявшие свое присутствие славянские дреговичи; первые славянские поселения на территории будущего Гродно появились в X веке на высоком берегу в устье рек Городничанка и Неман. В XII веке на месте этих поселений возник город, располагавшийся на пересечении торговых путей, и изначально представлявший собой небольшую крепость с укреплённым торговым городком.
Начиная с XII века и до сегодняшнего дня Городен (Гародня, Городенъ) всегда являлся приграничным и часто использовался как пограничный форпост различных государственных образований.
В центре произведения – судьба одинокого, не находящего покой человека. Образ листка как символа изгнанника был широко распространен в европейской литературе эпохи романтизма. Основной темой стихотворения, относящегося к философской лирике, являются поиски одинокой душой спокойствия и душевного тепла в реальном мире. На автобиографичность произведения указывают направление движения листка на юг (для Лермонтова это был Кавказ) и тот факт, что листок, оторвавшись «от ветки родимой» отправился скитаться не по собственной воле, а «жестокою бурей гонимый». Листок символизирует трагически одинокого человека, оторванного от своих корней, в чужом мире.
Стихотворение является элегией по жанру; в нем отчетливо звучат мотивы личных переживаний лирического героя – тоски, страдания и одиночества.
Произведение сюжетно, в нем раскрывается история странствующего вдали «от отчизны суровой» листка. Композиция «Листка» построена на противопоставлении центральных образов – дубового листка и чинары. Прием антитезы усиливает конфликт между ними: листок – желт и засох, а чинара – изумрудного цвета и свежа; он подвижен, а она статична; он пылен, а чинара чиста (ее корни омывает море). Листок представлен странником, чинара же нигде не была. Чинара дружит с окружающим миром, живя в гармонии с морем, солнцем и ветром. Для листка окружающий мир враждебен: солнце сушит его, ветер несет, а море сулит гибель.
В стихотворении ярко прослеживается романтический конфликт реальности, столь суровой для листка, с теплым, почти сказочным миром чинары. Много повидавший на своем веку («Немало я знаю рассказов мудреных и чудных») лирический герой («бедный дубовый листочек»), стремясь избавиться от мучительного одиночества и тоски, просит принять его таким, какой он есть, молит чинару о сострадании: «Прими же пришельца…».
В образе «младой» чинары Лермонтов аллегорически выразил тему любви. Красивая внешне - высокая, с изумрудными листьями - чинара живет в своем самодостаточном мирке, не желая знать ничего, что происходит за его пределами: «Да к чему мне эти небылицы?». Поэт противопоставляет внешнюю красоту чинары ее бездушному внутреннему миру: эгоистичная и равнодушная чинара глуха к страданиям других и не на сопереживание.
Кульминация стихотворения – крушение надежды героя на обретение покоя и счастья: «Иди себе дальше, о странник!». Последнее слово в диалоге героев остается за чинарой, что усиливает ощущение безысходности судьбы листка. Хотя финал стихотворения открыт, в нем отчетливо звучит чувство обреченности не находящего покоя вдали от родины героя. Герой обречен или на неминуемую смерть, или на бесконечные мучительные скитания.
Синтаксическая организация стихотворения также усиливает главный конфликт. Образу листка посвящены три первые строфы, представляющие собой бессоюзные сложные предложения. Образ чинары раскрывается в двух последних строфах, выраженных пятью предложениями. Вопросительные и восклицательные интонации передают такие чувства чинары, как возмущение и гнев.
Стихотворение состоит из пяти строф: четыре представляют собой четверостишия, а заключительная строфа – восьмистишие. Лермонтов использовал для написания «Листка» редко встречающийся трехсложный размер – пятистопный амфибрахий и два рифмовки – смежную и перекрестную (в четвертой строфе). Особенностью ритмической организации является употребление парной женской рифмы, придающей стихотворению особую напевность.
Произведение насыщено средствами художественной выразительности: эпитетами (холодное море, в отчизне суровой, ветки родимой, младая чинара), метафорами (сынам свежим, засох я без тени, увял я без сна), олицетворениями (докатился до Черного моря, приюта молит, с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская). Использование такого стилистического приема, как ассонанс (повтор гласных «о» и «а») передает минорное настроение героя и делает стихотворение удивительно мелодичным.
Конфликт мечты и реальности в стихотворении «Листок» отражает парадоксальный синтез избытка чувств и неверия в человеческие чувства самого поэта.