в третьем очерке: «юность» эти пути определяются. то, что лишь намечалось в «детстве», что стало определяться в «отрочестве», то теперь, в период «юности», всецело овладевает николенькой; он делает «моральное открытие», что «назначение человека есть стремление к нравственному совершенствованию, и что совершенствована это легко, возможно и вечно». то что сначала, в детстве, было только голосом, совести, инстинктивным стремлением, – то теперь, прочувствованное и продуманное, делается его сознательные идеалом жизни. юноша старается даже в мелочах житейской сутолоки помирить свою «мысль» с «делом»: он следит за собою с напряженным вниманием, ловит себя на разных погрешностях, обличает сам себя за греховные проблески своего эготизма, и ему кажется, что, бичуя себя, свою волю, смиряя свою гордыню, он, этому, делается и это ему нравится, и, несомненно, сам он себе нравится.
этой «исповедью» николеньки автор старается вам показать, что гордыня оставалась все еще при нем, что до «мытарского смирения» ему далеко. он дворнику выставлять раму потому, что его разум подсказал ему этот подвиг «самоуничижения» и николенька гордится своим подвигом. забыв на исповеди сказать своему отцу духовному об одном своем грехе, он едет вторично к духовнику, в далекий монастырь, чтобы договорить недосказанное. и сам он любуется собой за такую «последовательность» свою и хочет, чтобы и другие любовалась им. эта погоня за чужим мнением говорит нам о том, что, хотя и ясно определился перед николенькой путь нравственного самосовершенствования, но он еще нетвердо стоит на нем.
это произведение — одно из первых стихотворений некрасова, посвященных судьбе женщины-крестьянки. по своей композиции оно в известной степени восходит к народным ямщицким песням. однако «в дороге» — это не столько песня, сколько рассказ, и рассказ не совсем обычный для поэтического произведения, так как в нем идет речь о судьбе двух конкретных людей — ямщика и его жены груши, а также намечена (правда, в самых общих чертах) и третьего — «барина»-седока.
центральное место в стихотворении занимает рассказ ямщика о своей «злодейке-жене» груше, которая смолоду воспитывалась в помещичьем доме, а затем по прихоти нового барина была возвращена обратно в деревню («воротил он ее на село — / знай-де место свое ты, мужичка! »). не по силам оказался для груши тяжелый крестьянский труд, хотя изо всех сил старалась она выполнять все то, что положено деревенским труженикам. но страдает груша не столько от непосильной работы, сколько от сознания своего бесправного положения и оттого, что не вправе распоряжаться своей судьбой. ямщик сначала не понимает, отчего чахнет и угасает его жена. ведь не томил он ее «безустанной работой», «без пути не бранил», «уважал». и неожиданно его осенила мысль, что «погубили ее господа», что она стала жертвой помещичьего произвола.
как уже отмечалось, особенностью стихотворения «в дороге» является то, что в нем представлена не только трагическая судьба груши, но и содержится рассказ ямщика о своей несчастливо сложившейся жизни, о которой он поведал «барину». через него некрасов попытался раскрыть внутренний мир человека из народа. именно его сознание, восприятие жизни и стремление понять происходящее вокруг привлекло внимание поэта. это позволило ему погрузить читателя в народную жизнь, лучше понять и почувствовать ее.
несколько иная роль отведена в произведении «барину»-седоку, который предстает перед нами как человек . его что-то тревожит и томит «неотвязная скука». чем это вызвано, мы не знаем. можно только предположить, что речь идет не просто о его плохом настроении. его «скука» и печаль, по всей вероятности, вызваны раздумьями не только о себе, но и от созерцания того, с чем ему приходилось сталкиваться в окружающей его жизни.
это, вне всякого сомнения, было близко и самому некрасову. однако в отличие от «барина» поэт-автор мыслит масштабнее. и хотя сам он ничего не говорит (в стихотворении нет авторской речи), но, по словам б. о. кормана, его сознание « и мир „барина“ и мир „ямщика“». по верному замечанию н. н. скатова, чувство страдания отчетливо выражено в стихотворении, прочувствовано некрасовым «вдвойне или даже втройне: оно и от горя мужика, которого „сокрушила злодейка-жена“, и от необходимости и неосознаного „злодейства“ самого мужика, и от горя несчастной груши, и от горя народной жизни».
к этому можно добавить, что, стремясь подчеркнуть достоверность изображаемых в стихотворении событий, некрасов широко использует в нем живую крестьянскую речь с ее просторечными словами и выражениями («слышь-ты», «понимаешь-ста», «примерно представить», «тоись», «врезамшись» и
на варгане играть. — варган — народный музыкальный инструмент (см.: в. и. даль. — т. 1. с. 165). в данном случае выражение «на варгане играть» означает — играть на музыкальных инструментах.
вальяжный — представительный, видный.
перебрал по ревизии — проверил списки своих крепостных крестьян.
тя́гло — единица обложения крестьян повинностями (оброк или барщина) в пользу помещика.
кóты — теплые женские полусапожки.
тройка
как и предыдущее стихотворение, «тройка» посвящена тяжелой доле женщины-крестьянки. произведение построено по принципу контраста. вначале лирический герой, глядя на молодую красавицу-крестьянку, воспевает красоту «чернобровой дикарки» и ее радостное восприятие жизни. но он с глубокой горечью говорит, что ожидает ее в скором будущем, когда она выйдет замуж за « мужика»: преждевременно зачахнет она от работы «черной и трудной», отцветет «неуспевши расцвесть» и погрузится «в сон непробудный», будет «нянчить, работать и есть».
«тройка» — одно из самых задушевных лирических произведений некрасова. оно много раз было положено на музыку, часто исполнялось как романс и стало широко распространенной народной песней.
родина
в лирике некрасова 1840-х годов стихотворение «родина» занимает одно из центральных мест. в нем отразились впечатления поэта о жизни, быте и нравах, царивших в родовом имении некрасовых, находившемся в селе грешнево (ярославская губерния).
на первый взгляд может показаться, что стихотворение «родина» — произведение автобиографическое. но незадолго до смерти некрасов на полях своей книги стихов, которую готовил к изданию, напротив текста «родины» сделал пометку: «примечание нужно».
библиограф с. и. пономарев так разъяснил это замечание поэта: «можно догадаться, что он (некрасов. — н. я.) хотел предостеречь читателей — не искать здесь вполне биографические »
в третьем очерке: «юность» эти пути определяются. то, что лишь намечалось в «детстве», что стало определяться в «отрочестве», то теперь, в период «юности», всецело овладевает николенькой; он делает «моральное открытие», что «назначение человека есть стремление к нравственному совершенствованию, и что совершенствована это легко, возможно и вечно». то что сначала, в детстве, было только голосом, совести, инстинктивным стремлением, – то теперь, прочувствованное и продуманное, делается его сознательные идеалом жизни. юноша старается даже в мелочах житейской сутолоки помирить свою «мысль» с «делом»: он следит за собою с напряженным вниманием, ловит себя на разных погрешностях, обличает сам себя за греховные проблески своего эготизма, и ему кажется, что, бичуя себя, свою волю, смиряя свою гордыню, он, этому, делается и это ему нравится, и, несомненно, сам он себе нравится.
этой «исповедью» николеньки автор старается вам показать, что гордыня оставалась все еще при нем, что до «мытарского смирения» ему далеко. он дворнику выставлять раму потому, что его разум подсказал ему этот подвиг «самоуничижения» и николенька гордится своим подвигом. забыв на исповеди сказать своему отцу духовному об одном своем грехе, он едет вторично к духовнику, в далекий монастырь, чтобы договорить недосказанное. и сам он любуется собой за такую «последовательность» свою и хочет, чтобы и другие любовалась им. эта погоня за чужим мнением говорит нам о том, что, хотя и ясно определился перед николенькой путь нравственного самосовершенствования, но он еще нетвердо стоит на нем.
это произведение — одно из первых стихотворений некрасова, посвященных судьбе женщины-крестьянки. по своей композиции оно в известной степени восходит к народным ямщицким песням. однако «в дороге» — это не столько песня, сколько рассказ, и рассказ не совсем обычный для поэтического произведения, так как в нем идет речь о судьбе двух конкретных людей — ямщика и его жены груши, а также намечена (правда, в самых общих чертах) и третьего — «барина»-седока.
центральное место в стихотворении занимает рассказ ямщика о своей «злодейке-жене» груше, которая смолоду воспитывалась в помещичьем доме, а затем по прихоти нового барина была возвращена обратно в деревню («воротил он ее на село — / знай-де место свое ты, мужичка! »). не по силам оказался для груши тяжелый крестьянский труд, хотя изо всех сил старалась она выполнять все то, что положено деревенским труженикам. но страдает груша не столько от непосильной работы, сколько от сознания своего бесправного положения и оттого, что не вправе распоряжаться своей судьбой. ямщик сначала не понимает, отчего чахнет и угасает его жена. ведь не томил он ее «безустанной работой», «без пути не бранил», «уважал». и неожиданно его осенила мысль, что «погубили ее господа», что она стала жертвой помещичьего произвола.
как уже отмечалось, особенностью стихотворения «в дороге» является то, что в нем представлена не только трагическая судьба груши, но и содержится рассказ ямщика о своей несчастливо сложившейся жизни, о которой он поведал «барину». через него некрасов попытался раскрыть внутренний мир человека из народа. именно его сознание, восприятие жизни и стремление понять происходящее вокруг привлекло внимание поэта. это позволило ему погрузить читателя в народную жизнь, лучше понять и почувствовать ее.
несколько иная роль отведена в произведении «барину»-седоку, который предстает перед нами как человек . его что-то тревожит и томит «неотвязная скука». чем это вызвано, мы не знаем. можно только предположить, что речь идет не просто о его плохом настроении. его «скука» и печаль, по всей вероятности, вызваны раздумьями не только о себе, но и от созерцания того, с чем ему приходилось сталкиваться в окружающей его жизни.
это, вне всякого сомнения, было близко и самому некрасову. однако в отличие от «барина» поэт-автор мыслит масштабнее. и хотя сам он ничего не говорит (в стихотворении нет авторской речи), но, по словам б. о. кормана, его сознание « и мир „барина“ и мир „ямщика“». по верному замечанию н. н. скатова, чувство страдания отчетливо выражено в стихотворении, прочувствовано некрасовым «вдвойне или даже втройне: оно и от горя мужика, которого „сокрушила злодейка-жена“, и от необходимости и неосознаного „злодейства“ самого мужика, и от горя несчастной груши, и от горя народной жизни».
к этому можно добавить, что, стремясь подчеркнуть достоверность изображаемых в стихотворении событий, некрасов широко использует в нем живую крестьянскую речь с ее просторечными словами и выражениями («слышь-ты», «понимаешь-ста», «примерно представить», «тоись», «врезамшись» и
на варгане играть. — варган — народный музыкальный инструмент (см.: в. и. даль. — т. 1. с. 165). в данном случае выражение «на варгане играть» означает — играть на музыкальных инструментах.
вальяжный — представительный, видный.
перебрал по ревизии — проверил списки своих крепостных крестьян.
тя́гло — единица обложения крестьян повинностями (оброк или барщина) в пользу помещика.
кóты — теплые женские полусапожки.
тройка
как и предыдущее стихотворение, «тройка» посвящена тяжелой доле женщины-крестьянки. произведение построено по принципу контраста. вначале лирический герой, глядя на молодую красавицу-крестьянку, воспевает красоту «чернобровой дикарки» и ее радостное восприятие жизни. но он с глубокой горечью говорит, что ожидает ее в скором будущем, когда она выйдет замуж за « мужика»: преждевременно зачахнет она от работы «черной и трудной», отцветет «неуспевши расцвесть» и погрузится «в сон непробудный», будет «нянчить, работать и есть».
«тройка» — одно из самых задушевных лирических произведений некрасова. оно много раз было положено на музыку, часто исполнялось как романс и стало широко распространенной народной песней.
родина
в лирике некрасова 1840-х годов стихотворение «родина» занимает одно из центральных мест. в нем отразились впечатления поэта о жизни, быте и нравах, царивших в родовом имении некрасовых, находившемся в селе грешнево (ярославская губерния).
на первый взгляд может показаться, что стихотворение «родина» — произведение автобиографическое. но незадолго до смерти некрасов на полях своей книги стихов, которую готовил к изданию, напротив текста «родины» сделал пометку: «примечание нужно».
библиограф с. и. пономарев так разъяснил это замечание поэта: «можно догадаться, что он (некрасов. — н. я.) хотел предостеречь читателей — не искать здесь вполне биографические »