поиск по названию или автору РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА / И. С. ТУРГЕНЕВ Певцы
1850 Краткое содержание рассказа Читается за 4 минуты оригинал — 35 мин Небольшое село Котловка лежит на скате голого холма, рассечённого глубоким оврагом, который вьётся по самой середине улицы. В нескольких шагах от начала оврага стоит небольшая четырёхугольная избушка, крытая соломой. Это — кабак «Притынный». Посещается он гораздо охотней, чем остальные заведения, и причиной этому — целовальник Николай Иваныч. Этот необычайно толстый, поседевший мужчина с заплывшим лицом и хитро-добродушными глазками уже более 20-ти лет проживает в Котловке. Не отличаясь ни особой любезностью, ни говорливостью, он обладает даром привлекать гостей и знает толк во всём, что интересно русскому человеку. Ему известно обо всём, что происходит в округе, но он никогда не пробалтывается.
У соседей Николай Иваныч пользуется уважением и влиянием. Он женат, и дети у него есть. Жена его — бойкая, востроносая и быстроглазая мещанка, Николай Иваныч во всём на неё полагается, а пьяницы-крикуны её боятся. Дети Николая Иваныча пошли в родителей — умные и здоровые ребята.
Элегия в. а. жуковского “море” – одна из лучших и известных элегий поэта. она написана четырёхстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности. море – новый для поэта образ. жуковский изображает его в спокойном состоянии, в бурю, после неё. все три картины великолепны. в спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и облака золотые, и блеск звёзд. в бурю море бьётся, вздымает волны, шум которых замечательно передан жуковским при : ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь, ты рвёшь, ты терзаешь враждебную мглу.. создаётся полная иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. трёхсложные стопы в строках разделены паузами, мерные удары волн. но как бы ни было прекрасно море, не только его красота занимает мысли поэта. он представляет морскую стихию живым, всё чувствующим, мыслящим существом. этим объясняется обилие метафор, метафорических сравнений, олицетворений. поэт обращается к морю с вопросами, словно к человеку: “что движет твоё необъятное лоно? чем дышит твоя напряжённая грудь? ” море остаётся загадкой для него. раздумья приводят его к мысли о сходстве жизни земной и жизни морской стихии. море из “земныя неволи” тянется к небу, чтобы обрести желанную свободу. только там, в вышине, всё прекрасно и вечно. состояние двух бездн – морской и небесной – волнует поэта: “море у жуковского оказалось живописным символом человеческой жизни. традиционный аллегорический образ жизненного моря превратился в романтической системе поэта в символический. тайна моря – это его постоянное влечение к светлому небу, внутренняя независимость от него, его отражение, яростный протест против враждебной мглы, скрывающей небесную чистую благодать, постоянный трепет, как бы боязнь утраты”. всё в этой элегии было новым: художественный образ, философское звучание, отнюдь не элегическое настроение. сохранился лишь привычный для жуковского образ неба, всегда знаменовавший собой бесконечность в его произведениях. в эту бесконечность он пристально вглядывался и замечал всё: движение световых потоков, переливы красок, поведение солнца и луны. в “море” появляются две бесконечности – небесная и морская. для определения одной из них поэт пользуется словом, которое потом станет любимым у тютчева, – “бездна”. по мнению г. н. поспелова, жизнь моря в элегии жуковского “осмысливается в свете религиозного идеала, стремления к потустороннему”. это стремление связано с развитием личностного сознания, всеобщей неудовлетворённостью окружающим миром. два года спустя было написано пушкинское “к морю”. создания этого стихотворения хорошо известна, но вспомнить её на уроке стоит, так как это напрямую связано с его проблематикой. в изображении моря пушкин следует романтической традиции: море у него – свободная, неукротимая стихия. для опального поэта оно – символ свободы, и это лишний раз подтверждает упоминание о байроне и наполеоне, чьи имена для дворянской интеллигенции того времени связывались со свободой. в поэтической речи, используемой для описания моря, у пушкина и жуковского много общего: “и блещешь гордою красой”—“и радостно блещешь его”; “ты катишь волны голубые”—“лазурное море”; “бездны глас”—“над бездной твоей” и так далее. оба поэта вдохновились южной природой, были покорены её красотой, создали сходные художественные образы. чем же различаются стихи? они различны по своей идее, проблематике. “к морю” написано в свете идеала гражданской свободы. море для пушкина полно неодолимой, неукротимой силы и этим дорого ему. романтический образ морской стихии подчеркнуть свободолюбивое настроение поэта, его целеустремлённость. пейзаж отступает на второй план, на первом – гражданское звучание лирического произведения.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА / И. С. ТУРГЕНЕВ
Певцы
1850
Краткое содержание рассказа
Читается за 4 минуты
оригинал — 35 мин
Небольшое село Котловка лежит на скате голого холма, рассечённого глубоким оврагом, который вьётся по самой середине улицы. В нескольких шагах от начала оврага стоит небольшая четырёхугольная избушка, крытая соломой. Это — кабак «Притынный». Посещается он гораздо охотней, чем остальные заведения, и причиной этому — целовальник Николай Иваныч. Этот необычайно толстый, поседевший мужчина с заплывшим лицом и хитро-добродушными глазками уже более 20-ти лет проживает в Котловке. Не отличаясь ни особой любезностью, ни говорливостью, он обладает даром привлекать гостей и знает толк во всём, что интересно русскому человеку. Ему известно обо всём, что происходит в округе, но он никогда не пробалтывается.
У соседей Николай Иваныч пользуется уважением и влиянием. Он женат, и дети у него есть. Жена его — бойкая, востроносая и быстроглазая мещанка, Николай Иваныч во всём на неё полагается, а пьяницы-крикуны её боятся. Дети Николая Иваныча пошли в родителей — умные и здоровые ребята.