Он действительно был героем, титаном в первоначальном значении этих слов. Подумайте только, его воспевали больше двадцати пяти столетий! Это — только в драме Эсхила, а сколько после пего? Против воли всемогущего Зевса Прометей, бунтарь-одиночка, приносит людям огонь в тлеющем тростнике. Разгневанный Зевс обрекает его на ужасную казнь. Где-то «за кадром» остается великий дар Прометея людям — огонь, дающий толчок земледелию, ремеслам, наукам. Облагодетельствованных им людей мы не видим на сцене и не знаем, вспоминают ли они о герое. Есть здесь боги, титаны, собеседник-комментатор происходящего — хор. Друг Гефест, бог кузнечного дела, прикует цепями к скале. Он сочувствует, но должен исполнять приказ. Сестры-Океаниды, мать, даже отец советуют покориться: мол, плетью обуха, не перешибешь. Прометей испытывает страшные мучения: огромный орел каждое утро прилетает клевать печень титана. Герой переживает и позор прилюдного наказания. Ценой таких мучений даже бессмертия не захочешь. Звучит комментарий хора: Нет смертным чересчур, Себя в таком оставляет несчастье. У Прометея есть возможность отступления: не просить пощады, не каяться, а обменять на свободу свое знание о судьбе Зевса. Ведь жизнь стоит такого обмена. Да, но не для героя, не для гордого титана Прометея. «Муки терпеть врагу от врагов не позорно ничуть», — считает он. Пусть даже тело его будет брошено на черное дно Тартара — бездны и недрах земли, он останется непобежденным. Его не запугать, не согнуть, не сломать. Прикованный к скале, в цепях — он не раб. Он свободен духом. Не встретила я ни в древнегреческом мифе, ни у Эсхила благодарности Прометею от его современников. За ремесла, за огонь, за достоинство, данное людям в борьбе с сильными мира. Но подумайте: ведь мы, далекие потомки, владеющие многими знаниями и навыками, бережем огонь Прометея как в прямом, так и в переносном смысле. Этот огонек несломленности освещает наши души выстоять в сложных обстоятельствах. А имя Прометея стало символом жертвенности, служения людям. Люди с благодарностью склоняются перед ним, как через столетия с уважением поклоняются подвигу и страданию за все человечество другого героя — Иисуса Христа.
Элегия (греч. elegeia, от elegos — жалобная песня) , литературный и музыкальный жанр; в поэзии — стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального) , чаще всего — от первого лица, без отчётливой композиции. Э. возникла в Греции в 7 в. до н. э. (Каллин, Мим-нерм, Тиртей, Феогнид) , первоначально имела преимущественно морально-политическое содержание; потом, в эллинистической и римской поэзии (Тибулл, Проперций, Овидий) , преобладающей становится любовная тематика. Н. А. Некрасов относится к числу тех русских поэтов, которые всем своим творчеством как бы вели спор с предшествующей литературной традицией и в то же время сами создавали традицию новую, характеризующую то время, в которое они творили. Н. А. Некрасов полностью переосмысливает представление о поэзии, о роли поэта в жизни общества. Но для того чтобы спорить с традицией, надо было установить с ней связь. А потому целый ряд стихотворений Н. А. Некрасова носят явно полемический характер. Таким становится и одно из лучших, на мой взгляд, стихотворений поэта - " Элегия ".Свое стихотворение Некрасов назвал элегией неслучайно. Элегией принято считать лирическое стихотворение, передающее интимные, сугубо личные чувства. Стихотворение "Элегия "было написано в 1874 году и стало ответом Н. А. Некрасова на высказывания в адрес поэта многих критиков. Один из них писал: "То, что составляло его (Некрасова) любимую тему - непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков, - уже им исчерпано не потому, что подобная тема сама по себе когда-нибудь могла быть вполне исчерпана, а потому, что поэт стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему". Именно полемикой с такими высказываниями и можно, на мой взгляд, объяснить начало стихотворения : Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая - "страдания народа" И что поэзия забыть ее должна, - Не верьте, юноши! не стареет она. Для своего стихотворения Н. А. Некрасов избирает шестистопный ямб с парной ифмовкой, то есть александрийский стих-торжественный размер эпохи классицизма. Это сразу устанавливает ориентацию на высокий уровень стиха и, кроме того, связь с пушкинской "Деревней". Между двумя стихотворениями существуют и лексические связи. Сравним у Н. А. Некрасова : ...Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам.. . -и у Пушкина: Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам.. . Это сравнение призвано лишний раз подчеркнуть важность темы и установить связь вемен. Насущность обращения к этой теме Н. А. Некрасов доказывает тем, что вводит в "Элегию" описание жизни народа и показывает полнейшую несостоятельность реформы. И потому стихотворение становится своего рода декларацией отношения Н. А. Некрасова к теме поэзии и понимания роли поэта: поэт должен иметь одну цель - служение народу - до тех пор, пока народ не будет счастлив. Некрасов утверждает гражданскую поэзию, поэзию социальную. Не случаен здесь и выбор жанра: элегия-это традиционный лирический жанр, содержание которого - любовные переживания лирического героя. Место возлюбленной у Н. А. Некрасова занимает народ, к нему обращены мысли поэта. Однако эта любовь остается неразделенной, и отсюда возникает трагичность, свойственная звучанию стихотворения : Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил - и сердцем я спокоен.. . В этих фразах опять проявляется связь с А. С. Пушкиным, на этот раз - со стихотворением "Эхо": На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. Тебе ж нет отзыва.. . Таков и ты, поэт! Разница лишь в том, что у Н. А. Некрасова эта тема связывается непосредственно с народом, конкретизируется и сам смысл сравнения: ...Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта, - Увы! не внемлет он - и не дает ответа.. . Это ориентация на отступление из финальной части поэмы Гоголя "Мертвые души".
Против воли всемогущего Зевса Прометей, бунтарь-одиночка, приносит людям огонь в тлеющем тростнике. Разгневанный Зевс обрекает его на ужасную казнь.
Где-то «за кадром» остается великий дар Прометея людям — огонь, дающий толчок земледелию, ремеслам, наукам. Облагодетельствованных им людей мы не видим на сцене и не знаем, вспоминают ли они о герое.
Есть здесь боги, титаны, собеседник-комментатор происходящего — хор. Друг Гефест, бог кузнечного дела, прикует цепями к скале. Он сочувствует, но должен исполнять приказ. Сестры-Океаниды, мать, даже отец советуют покориться: мол, плетью обуха, не перешибешь. Прометей испытывает страшные мучения: огромный орел каждое утро прилетает клевать печень титана. Герой переживает и позор прилюдного наказания. Ценой таких мучений даже бессмертия не захочешь. Звучит комментарий хора: Нет смертным чересчур, Себя в таком оставляет несчастье.
У Прометея есть возможность отступления: не просить пощады, не каяться, а обменять на свободу свое знание о судьбе Зевса. Ведь жизнь стоит такого обмена.
Да, но не для героя, не для гордого титана Прометея. «Муки терпеть врагу от врагов не позорно ничуть», — считает он. Пусть даже тело его будет брошено на черное дно Тартара — бездны и недрах земли, он останется непобежденным. Его не запугать, не согнуть, не сломать. Прикованный к скале, в цепях — он не раб. Он свободен духом.
Не встретила я ни в древнегреческом мифе, ни у Эсхила благодарности Прометею от его современников. За ремесла, за огонь, за достоинство, данное людям в борьбе с сильными мира. Но подумайте: ведь мы, далекие потомки, владеющие многими знаниями и навыками, бережем огонь Прометея как в прямом, так и в переносном смысле. Этот огонек несломленности освещает наши души выстоять в сложных обстоятельствах.
А имя Прометея стало символом жертвенности, служения людям. Люди с благодарностью склоняются перед ним, как через столетия с уважением поклоняются подвигу и страданию за все человечество другого героя — Иисуса Христа.
Н. А. Некрасов относится к числу тех русских поэтов, которые всем своим творчеством как бы вели спор с предшествующей литературной традицией и в то же время сами создавали традицию новую, характеризующую то время, в которое они творили. Н. А. Некрасов полностью переосмысливает представление о поэзии, о роли поэта в жизни общества. Но для того чтобы спорить с традицией, надо было установить с ней связь. А потому целый ряд стихотворений Н. А. Некрасова носят явно полемический характер. Таким становится и одно из лучших, на мой взгляд, стихотворений поэта - " Элегия ".Свое стихотворение Некрасов назвал элегией неслучайно. Элегией принято считать лирическое стихотворение, передающее интимные, сугубо личные чувства.
Стихотворение "Элегия "было написано в 1874 году и стало ответом Н. А.
Некрасова на высказывания в адрес поэта многих критиков.
Один из них писал: "То, что составляло его (Некрасова) любимую тему - непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков, - уже им исчерпано не потому, что подобная тема сама по себе когда-нибудь могла быть вполне исчерпана, а потому, что поэт стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему".
Именно полемикой с такими высказываниями и можно, на мой взгляд, объяснить начало стихотворения :
Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая - "страдания народа" И что поэзия забыть ее должна, - Не верьте, юноши! не стареет она.
Для своего стихотворения Н. А. Некрасов избирает шестистопный ямб с парной ифмовкой, то есть александрийский стих-торжественный размер эпохи классицизма. Это сразу устанавливает ориентацию на высокий уровень стиха и, кроме того, связь с пушкинской "Деревней". Между двумя стихотворениями существуют и лексические связи. Сравним у Н. А. Некрасова :
...Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам.. . -и у Пушкина:
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам.. .
Это сравнение призвано лишний раз подчеркнуть важность темы и установить связь вемен.
Насущность обращения к этой теме Н. А. Некрасов доказывает тем, что вводит в "Элегию" описание жизни народа и показывает полнейшую несостоятельность реформы. И потому стихотворение становится своего рода декларацией отношения Н. А. Некрасова к теме поэзии и понимания роли поэта: поэт должен иметь одну цель - служение народу - до тех пор, пока народ не будет счастлив. Некрасов утверждает гражданскую поэзию, поэзию социальную. Не случаен здесь и выбор жанра: элегия-это традиционный лирический жанр, содержание которого - любовные переживания лирического героя. Место возлюбленной у Н. А. Некрасова занимает народ, к нему обращены мысли поэта.
Однако эта любовь остается неразделенной, и отсюда возникает трагичность, свойственная звучанию стихотворения :
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил - и сердцем я спокоен.. .
В этих фразах опять проявляется связь с А. С. Пушкиным, на этот раз - со стихотворением "Эхо":
На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг.
Тебе ж нет отзыва.. . Таков и ты, поэт! Разница лишь в том, что у Н. А. Некрасова эта тема связывается непосредственно с народом, конкретизируется и сам смысл сравнения:
...Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта, - Увы! не внемлет он - и не дает ответа.. .
Это ориентация на отступление из финальной части поэмы Гоголя "Мертвые души".