а.п. чехов практически с первых строк показывает нам с точки зрения гриши. передает его восприятие мира и впечатления. сначала маленький герой показан нам со стороны, но вскоре автор «растворяется» в гришиных ощущениях. это становится ясно в момент акцентирования внимания читателя на «мохнатой пуговке» на шапке мальчика, ведь пуговицы для ребенка это главное, так же мы понимаем ощущения ребенка, что ему «душно и жарко» и «солнце бьет прямо в глаза и щиплет веки».пространство описывается, начиная с собственно гришиного, и дальше переходит на более незнакомое ему. вещи, находящиеся в своей комнате, гриша воспринимает в строгой последовательности – сначала его кровать, на которой он проводит большинство своего времени. потом нянькин сундук, который связан у него с няней – человеком, проводящим с ним большее количество времени, и за которым гриша находит много удивительных вещей: «катушки от ниток, бумажки, коробка без крышки и сломанный паяц». затем стул, на который он, возможно, изредка залезает, и только в конце лампадка, к которой, по сути, он не имеет никакого отношения, но она светится, а значит, привлекает внимание, и с ней не так страшно спать. в пространстве гостиной гриша останавливает свое внимание только на двух вещах: на его стульчике и на часах. на стуле он сидит, когда обедает и считает его своим, а часы большие, непонятные и звонят.красные кресла в соседней комнате привлекают его внимание из-за яркого цвета, а так же потому, что ребенок в его возрасте ростом примерно с них, и они находятся прямо на уровне его глаз. пятно на полу, «за которое грише до сих пор грозят пальцами», - это его «творение», то, что он сделал. и ему это необычайно важно.папа и тетя, подарившая ему барабан, являются для нашего маленького героя загадочными персонажами, потому что она редко посещают его мир, и больше находятся в своем, пока еще не изведанном гришей мире. изучая новое пространство – улицу, гриша бессознательно прибегает к таким приемам, как подражание и опора на авторитет. в случае с лошадьми, он «глядит на няньку, чтобы та разрешила его недоумение, но та молчит.». такой же способ познания нового он использует при изучении солдат, идущих в баню: «гриша весь холодеет от ужаса и глядит вопросительно на няньку: не опасно ли? ». но в последнем случае он также прибегает и к подражанию – «гриша провожает глазами солдат и сам начинает шагать им в такт». в случае с собаками, которых мальчик принял за кошек, так как с кошками он уже имел дело, а что такое собака пока не знает, он тоже невольно пытается их понять через повторение за ними действия – «гриша думает, что и ему тоже нужно бежать, и бежит за кошками». но к сожалению, как и в случае с лошадьми, он не понят няней, поэтому не может до конца понять то, с чем столкнулся.дома гриша привык, что все для него, что можно брать что угодно без спроса, поэтому у него и мысли не возникло, что нельзя взять апельсин у сидящей на улице женщины. няня бьет его по рукам, чем пугает его, и он боится продолжать изуче5ние окружающего его мира.грише, как ребенку, узнавшему что-то новое, захотелось все это показать всем окружающим. а вдруг они этого не видели? ему хочется показать все «человеку со светлыми пуговицами», а «еще недурно бы также прихватить с собой папу, маму и кошку». по дороге в квартиру, гриша замечает только то, что находится у него под ногами. он на ходьбе. «минуют старательно снеговые глыбы и лужи, потом по грязной, темной лестнице входят в комнату».за столом мальчику кусок пирога и выпить. мне кажется, это жестоко по отношению к нему, ведь он и не догадывался, что в стакане.вечером, дома, гриша не может уснуть, потому что его переполняют эмоции. он вспоминает все что с ним было за день, эти воспоминания смешиваются в его голове и «давят его мозг». он хочет рассказать «все маме, стенам и кровати», но не находит слов, а мама не понимает его возбуждения, и думает что он просто приболел. гриша остается не понятым. понимание мира вещей и пространства произведения крайне важно для восприятия его сути, ведь многое построено именно на этом. в данном рассказе, на пространстве и мире вещей завязан конфликт, осознание которого кроется именно в понимании пространства произведения.
Главный герой, стапанов степан, проживал возле заставы ильича в доме 28/1. из-за большого роста его прозвали каланчой. когда степа возвращался с работы, его все видели еще издали. ему приходилось на рынке искать сапоги или ботинки 45-го размера и широкие штаны. но вся одежда, которую он примеряет, расходится на нем по швам. высокий рост степе позволял легко заглянуть во двор через любой забор. в столовой он кушал двойную порцию, а перед сном подставлял под ноги табурет. он, сидя, доставал книги со шкафа. часто степу в кинотеатре просили сесть на пол, чтобы он не мешал просмотру. его часто принимали за спортсмена, поэтому без билета пропускали на стадион. степан был известным на весь район, потому что нередко приходил на : доставал зацепившихся змеев, которые запускали мальчишки, маленьким ростом увидеть парад. его все любили и уважали. день степана начинался рано, он следил за своей гигиеной и не забывал проветривать комнату. рост приносит много неудобств великану. однажды он решил прокатиться верхом и сел на ишака, но ноги волочились по земле. тогда люди посоветовали ему пересесть на верблюда. но степан чуть не раздавил животное, и люди предложили ему покататься на слоне. он решил пригнуть с парашютом, но это вызвало смех среди народа, ведь рост великана был такой же, как вышка. степану захотелось пострелять в тире, но он еле протиснулся в помещение. а кассир предложил ему целиться с колен, поскольку великан доставал до мишеней рукой. степан захотел стать неузнаваемым на карнавале, но его поиски подходящей маски вызвали только смех в кассе, ведь его сразу выдавал рост. степан часто приходил на людям. на реке произошла беда: в реку упал мальчик вася бородин и тонул. для дяди степы вода оказалась по колено, он без труда спас ученика. в награду за подвиг ему предлагают любые награды, но степан отказывается от них. однажды он остановил паровоз, потому что путь был размыт дождями. машинист вначале принял его за новый семафор, но позже все выяснилось. а когда горел дом, с чердака не могли выбраться голуби, из-за которых расстроились . степа протянул руку, открыл окно и спас птиц. за такой поступок ему предложили стать , но он отказался, так как мечтал служить во флоте. после медицинского осмотра врачи установили у степана отменное здоровье, но рост мешал ему для службы в танкистах, пехоте, авиации. но во флот его приняли. целый год от степана не было вестей. однажды он вернулся в родной дом 28/1 и обещал рассказать много о своей службе на линкоре «марат». с тех пор дядю степу прозвали маяком.