Если вы спросите абхазца или абхазку - независимо от того, кто они и где живут: на берегу ли Черного моря или в высокогорном селении Лата, в верховьях шумного Кодора, на курорте ли Гагра или в индустриальном Ткварчели, - что известно о нартах, то ответ будет везде один: "Сказания о нартах бесконечны". Таким необъятным представляется абхазцам интересное явление в истории их культуры - героический нартский эпос.
нартский эпос в своих древних частях восходит, как предполагают, к VIII - VII векам до и. э., но он продолжает жить и поныне и абхазском народе. Бережно сохранил его народ и, несмотря на превратности исторической судьбы, пронес сквозь века передавая из уст в уста, из поколения в поколение.
Несомненно, имеющий мифологическую первооснову, нартский эпос в обобщенно художественной, нередко фантастической форме рисует правдивую картину исторического создавших его народов.
Древняя земля Апсны, то есть "Страны абхазцев", в течение тысячелетий испытывала нашествия завоевателей, с которыми приходилось вести непримиримую и часто неравную борьбу, - сюда приходили с целью порабощения древнегреческие колонисты, когорты римских императоров, войска понтийского царя Митридата Евпатора, скифские орды, византийские легионы, арабские полчища, турецкие янычары и др. Благодаря стойкому сопротивлению поработителям, абхазцы сохранили свой язык, свою самобытную культуру. На исходе VIII века до н. э. они создали государство, известное в истории под названием Абхазского царства, которое в продолжение долгого времени являлось одной из ведущих культурных и политических сил на всем Кавказе.
Стремление абхазского народа к свободе и независимости нашло свое отражение в эпосе. нартский эпос создавался в течение веков - в нем запечатлены разные периоды социально-экономического и культурного развития народа, начиная с эпохи так называемой военной демократии и вплоть до становления и развития феодальных классовых отношений.
Эпос о героях нартах широко распространен у абхазцев, адыгейцев, кабардинцев, осетин и некоторых других народов Северного Кавказа, Многое из созданного за это время разрушилось, многое изменилось, но удивительно стойко сохранялась первоначальная идейно-художественная сущность нартского эпоса, что особенно относится к абхазским сказаниям.
нартский эпос в своих древних частях восходит, как предполагают, к VIII - VII векам до и. э., но он продолжает жить и поныне и абхазском народе. Бережно сохранил его народ и, несмотря на превратности исторической судьбы, пронес сквозь века передавая из уст в уста, из поколения в поколение.
Несомненно, имеющий мифологическую первооснову, нартский эпос в обобщенно художественной, нередко фантастической форме рисует правдивую картину исторического создавших его народов.
Древняя земля Апсны, то есть "Страны абхазцев", в течение тысячелетий испытывала нашествия завоевателей, с которыми приходилось вести непримиримую и часто неравную борьбу, - сюда приходили с целью порабощения древнегреческие колонисты, когорты римских императоров, войска понтийского царя Митридата Евпатора, скифские орды, византийские легионы, арабские полчища, турецкие янычары и др. Благодаря стойкому сопротивлению поработителям, абхазцы сохранили свой язык, свою самобытную культуру. На исходе VIII века до н. э. они создали государство, известное в истории под названием Абхазского царства, которое в продолжение долгого времени являлось одной из ведущих культурных и политических сил на всем Кавказе.
Стремление абхазского народа к свободе и независимости нашло свое отражение в эпосе. нартский эпос создавался в течение веков - в нем запечатлены разные периоды социально-экономического и культурного развития народа, начиная с эпохи так называемой военной демократии и вплоть до становления и развития феодальных классовых отношений.
Эпос о героях нартах широко распространен у абхазцев, адыгейцев, кабардинцев, осетин и некоторых других народов Северного Кавказа, Многое из созданного за это время разрушилось, многое изменилось, но удивительно стойко сохранялась первоначальная идейно-художественная сущность нартского эпоса, что особенно относится к абхазским сказаниям.
"...Стерпится, слюбится..." (Василиса Егоровна)
«…лошади чужие, хомут не свой, погоняй не стой…» (ямщик)
«…зашел к куме, да засел в тюрьме…» (Савельич)
«…береги платье снову, а честь смолоду…» (Андрей Петрович Гринев)
«…Семь бед, один ответ…» (Петр Гринев)
«...Брань на вороту не виснет…» (Иван Игнатьич)
«…худой мир лучше доброй ссоры…» (Иван Игнатьич)
«…а и нечестен, так здоров…» («бежок и нечестен, да здоров» – то есть бегать от дуэли нечестно, но разумно) (Иван Игнатьич)
«…быль молодцу не укора…» (Савельич)
«... конь и о четырех ногах, да спотыкается…» (Савельич)
«…Незваный гость хуже татарина…» (эпиграф автора)
«…Кто ни поп, тот батька…» (Пугачев)
«…Долг платежом красен…» (Пугачев)
«…Мирская молва – Морская волна…» (эпиграф автора)
«…Час от часу не легче!..» (Гринев)
«…Из огня да в полымя…» (Савельич)
«…приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег…» (Василиса Егоровна)
«…В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком – да мимо…» (Пугачев)