В творческом наследии Пушкина наряду с темами «поэта и поэзии», любовной и гражданской лирикой принято выделять и философскую лирику. К ней относят стихотворения, в которых поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем. Одним из произведений, относящихся к философской лирике, является стихотворение «Погасло дневное светило…» По форме данное стихотворение – элегия. Это традиционный жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в мире. Тем не менее Пушкин наполняет традиционную романтическую форму совершенно новым содержанием. Стихотворение было написано поэтом ночью на корабле по пути из Феодосии в Гурзуф. Картина опустившейся на море ночи и быстрый бег корабля навевают героя на лирического героя воспоминания о минувших днях. Композиционно стихотворение делится на три части, отделенные друг от друга рефреном. В первой части перед нами предстает картина моря, на которое «пал туман». Это своего рода экспозиция к основной части лирического произведения. Во второй части поэт вспоминает «прежних лет безумную любовь»; все, «чем он страдал», «желаний и надежд томительный обман». В третьей части предстает образ покинутой родины. Поэт вспоминает время, когда его «впервые чувства разгорались»; края, где «рано в бурях отцвела» на юг, оставив позади «минутной младости минутных друзей». Поэт осознает, что воспоминания дней, волнения и даже «наперсницы порочных заблуждений» им «забыты». Однако он тут же добавляет, что «прежних сердца ран», «ран любви, ничто не излечило». В этих последних, предваряющих рефрен словах заключен смысл, полностью меняющий элегически – романтическую тональность произведения, придающий ей философскую глубину и иное идейное наполнение. Читателю становиться ясно, что ничто из вовсе не забыто, просто изменился сам герой. Юность миновала, наступила пора зрелости. Однако поэт не видит в этих изменениях ничего трагичного, не предъявляет претензий к миру и природе и никого не обвиняет. И в этом его коренное отличие от романтиков. По Пушкину, и зрелость, и даже старость естественны и прекрасны, поскольку вместе с ними к человеку приходит мудрость. Умудренный опытом, человек объективно оценивать все происходящее вокруг – как делает это лирический герой стихотворения. Его воспоминания о светлы, его отношение к будущему спокойно. Символами неподвластного человеку бега времени выступают присутствующие в рефрене образы «ветрила» и «океана». Авторское благословение естественному природному ходу вещей выражается в повелительном наклонении глаголов, сопровождающих эти символы. Он призывает их и дальше производит свою вечную работу, возобновляя и поддерживая естественный уклад бытия. Пушкин использует такие изобразительные средства, как метафоры (брега печальные; пламя страсти), эпитеты (угрюмый океан), олицетворения (родились слезы). Итак, основной смысл стихотворения, его гуманистический пафос состоят в том, что автор приемлет естественные законы бытия и благословляет природу, являющуюся для него воплощением вечного течения жизни, неподвластного человеку. Рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть воспринимаются поэтом как естественные, ни свыше вещи, а человек – как часть мудрой и справедливой природы. Даже за душевные раны, за горечь обид следует благодарить судьбу, так как и эти чувства – неотъемлемая часть жизни
Это конечно не сочинение , а анализ. Но может, что- нибудь выберешь от туда) Бедная Лиза Повесть «Бедная Лиза» является лучшим произведением Н. М. Карамзина. В ней много красивых эпизодов изображающих душевные переживания. В начале повести автор описывает Москву так: «… ужасную громаду домов и церквей…», а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину. « Внизу расстилаются тучные, густозелёные цветущие луга, а за ними, по жёлтым пескам, течет светлая река, волнуемая лёгкими вёслами рыбачьих лодок или шумящая под рулём грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом. На другой стороне реки видна дубовая роща…». Карамзин сразу же встает на позицию всего естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре». Здесь описание природы служит для выражения авторской позиции. В произведении есть прекрасные по своей красочности картины природы, которые слаженно дополняют повествование. Пейзажи в «Бедной Лизе» – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Большинство описаний природы направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживания Лизы, ведь она является воплощением всего естественного и прекрасного. «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы… везде царствовала тишина, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света. Но Лиза все ещё сидела подгорюнившись. » Природа в этот момент удивительно красива. Лиза грустит, потому что в ее душе появляется новое, до сих пор неведомое чувство. Спустя некоторое время происходит объяснение между Лизой и Эрастом, они любят друг друга, и ее ощущение тут же меняется. «Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!» Ее переживания растворяются в окружающем пейзаже. Между Эрастом и Лизой начинается прекрасный роман. Пейзаж так же чист и непорочен. «После сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать слова своего, всякий вечер виделись… всего чаще под тению столетних дубов…» Герои произведения расстаются, но Лиза еще не знает, что это навсегда, она несчастна, ее сердце разрывается, но в нем еще теплится слабая надежда. Утренняя заря, которая, как «алое море», разливается «по восточному небу», передает боль, тревогу и смятение героини и также указывает о недобром финале. Лиза, узнав об измене Эраста, покончила со своей несчастной жизнью, она бросилась в тот самый пруд, возле которого когда-то была так счастлива, ее похоронили под «мрачным дубом», являющимся свидетелем самых счастливых минут ее жизни. Рассматривать повесть «Бедная Лиза» и не принимать во внимание пейзажных зарисовок просто недопустимо, потому что именно они читателю понять глубину мысли автора, его идейный замысел.
Одним из произведений, относящихся к философской лирике, является стихотворение «Погасло дневное светило…»
По форме данное стихотворение – элегия. Это традиционный жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в мире. Тем не менее Пушкин наполняет традиционную романтическую форму совершенно новым содержанием.
Стихотворение было написано поэтом ночью на корабле по пути из Феодосии в Гурзуф. Картина опустившейся на море ночи и быстрый бег корабля навевают героя на лирического героя воспоминания о минувших днях.
Композиционно стихотворение делится на три части, отделенные друг от друга рефреном. В первой части перед нами предстает картина моря, на которое «пал туман». Это своего рода экспозиция к основной части лирического произведения.
Во второй части поэт вспоминает «прежних лет безумную любовь»; все, «чем он страдал», «желаний и надежд томительный обман».
В третьей части предстает образ покинутой родины. Поэт вспоминает время, когда его «впервые чувства разгорались»; края, где «рано в бурях отцвела» на юг, оставив позади «минутной младости минутных друзей». Поэт осознает, что воспоминания дней, волнения и даже «наперсницы порочных заблуждений» им «забыты». Однако он тут же добавляет, что «прежних сердца ран», «ран любви, ничто не излечило».
В этих последних, предваряющих рефрен словах заключен смысл, полностью меняющий элегически – романтическую тональность произведения, придающий ей философскую глубину и иное идейное наполнение. Читателю становиться ясно, что ничто из вовсе не забыто, просто изменился сам герой. Юность миновала, наступила пора зрелости. Однако поэт не видит в этих изменениях ничего трагичного, не предъявляет претензий к миру и природе и никого не обвиняет. И в этом его коренное отличие от романтиков. По Пушкину, и зрелость, и даже старость естественны и прекрасны, поскольку вместе с ними к человеку приходит мудрость. Умудренный опытом, человек объективно оценивать все происходящее вокруг – как делает это лирический герой стихотворения. Его воспоминания о светлы, его отношение к будущему спокойно.
Символами неподвластного человеку бега времени выступают присутствующие в рефрене образы «ветрила» и «океана». Авторское благословение естественному природному ходу вещей выражается в повелительном наклонении глаголов, сопровождающих эти символы.
Он призывает их и дальше производит свою вечную работу, возобновляя и поддерживая естественный уклад бытия.
Пушкин использует такие изобразительные средства, как метафоры (брега печальные; пламя страсти), эпитеты (угрюмый океан), олицетворения (родились слезы).
Итак, основной смысл стихотворения, его гуманистический пафос состоят в том, что автор приемлет естественные законы бытия и благословляет природу, являющуюся для него воплощением вечного течения жизни, неподвластного человеку. Рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть воспринимаются поэтом как естественные, ни свыше вещи, а человек – как часть мудрой и справедливой природы. Даже за душевные раны, за горечь обид следует благодарить судьбу, так как и эти чувства – неотъемлемая часть жизни
Бедная Лиза
Повесть «Бедная Лиза» является лучшим произведением Н. М. Карамзина. В ней много красивых эпизодов изображающих душевные переживания. В начале повести автор описывает Москву так: «… ужасную громаду домов и церквей…», а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину. « Внизу расстилаются тучные, густозелёные цветущие луга, а за ними, по жёлтым пескам, течет светлая река, волнуемая лёгкими вёслами рыбачьих лодок или шумящая под рулём грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом. На другой стороне реки видна дубовая роща…». Карамзин сразу же встает на позицию всего естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре». Здесь описание природы служит для выражения авторской позиции. В произведении есть прекрасные по своей красочности картины природы, которые слаженно дополняют повествование. Пейзажи в «Бедной Лизе» – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Большинство описаний природы направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживания Лизы, ведь она является воплощением всего естественного и прекрасного. «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы… везде царствовала тишина, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света. Но Лиза все ещё сидела подгорюнившись. » Природа в этот момент удивительно красива. Лиза грустит, потому что в ее душе появляется новое, до сих пор неведомое чувство. Спустя некоторое время происходит объяснение между Лизой и Эрастом, они любят друг друга, и ее ощущение тут же меняется. «Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!» Ее переживания растворяются в окружающем пейзаже. Между Эрастом и Лизой начинается прекрасный роман. Пейзаж так же чист и непорочен. «После сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать слова своего, всякий вечер виделись… всего чаще под тению столетних дубов…» Герои произведения расстаются, но Лиза еще не знает, что это навсегда, она несчастна, ее сердце разрывается, но в нем еще теплится слабая надежда. Утренняя заря, которая, как «алое море», разливается «по восточному небу», передает боль, тревогу и смятение героини и также указывает о недобром финале. Лиза, узнав об измене Эраста, покончила со своей несчастной жизнью, она бросилась в тот самый пруд, возле которого когда-то была так счастлива, ее похоронили под «мрачным дубом», являющимся свидетелем самых счастливых минут ее жизни. Рассматривать повесть «Бедная Лиза» и не принимать во внимание пейзажных зарисовок просто недопустимо, потому что именно они читателю понять глубину мысли автора, его идейный замысел.