Эпитет (Лермонтов "Монолог") Поверь, ничтожество есть благо в ЗДЕШНЕМ СВЕТЕ. К чему ГЛУБОКИЕ ПОЗНАНЬЯ, жажда славы, Талант и ПЫЛКАЯ ЛЮБОВЬ СВОБОДЫ, Когда мы их употребить не можем?
Метафора (Тургенев) Я ...увидел огромную под собою равнину. Широкая река огибала её уходящим от меня полукругом; стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали её течение.. . Ещё1 нигде не румянилась заря, но уже забелеласть она на востоке... Не успел я обойти 2 вёрст, как уже полились кругом меня.. . сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого. горячего света.
Сравнение (А. С. Пушкин "Евгений Онегин") Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная (сравнение) , боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой.
Олицетворение (А. Фет) Устало все кругом: устал и цвет небес, И ветер, и река, и месяц, что родился, И ночь, и в зелени потусклой спящий лес, И желтый тот листок, что, наконец, свалился.
Метонимия 1) Не то на серебре – на золоте едал. (А. Грибоедов) 2) Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И. Крылов) 3) Перо его местию дышит. (А. К. Толстой) 4) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А. Пушкин) 5) Но тих был наш бивак открытый. (М. Лермонтов)
Синегдоха 1) Ну что ж, садись, светило. (В. Маяковский) 2) Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин) 2) Пуще всего береги <...> копейку. (Н. Гоголь) 4) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов) 5) Мы все глядим в Наполеоны. (А. Пушкин)
Гипербола Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю. (Архимед) Много гипербол у Гоголя, Маяковского
Литота Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более напёрстка! Я гладил всё его; как шёлковая шёрстка! (А. С. Грибоедов "Горе от ума")
И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведёт под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н. А. Некрасов "Крестьянские дети")
Ирония «Пуля оказалась отравленной после попадания в ядовитое тело вождя» (Георгий Александров) «Сараевское покушение наполнило полицейское управление многочисленными жертвами» (Ярослав Гашек) «Если художник хочет по-настоящему взвинтить цены на свои картины, совет ему могу дать только один: пусть руки на себя наложит» (Курт Воннегут)
Наверно, многие люди любят время. Время учит людей всем премудростям жизни, залечивает душевные раны. "Время - движущийся образ неподвижной вечности", как ещё несколько веков назад сказал знаменитый французский поэт Жан Батист Руссо. Но есть у времени некий порок: являясь учителем многих мудрецов, оно убивает своих учеников, при этом разрушая горы и уничтожая равнины.. . Единственное, что не может поглотить и превратить в прах время - это книги, бесценные фолианты былой и новой культуры, хранящие в себе историю многих тысячелетий. Книги писались всегда. Исчезали в песке Небытия длинноногие годы, эпоха сменяла эпоху, литература менялась, а смысл... смысл всегда оставался тем же. Любовь, надежда политика.. . И в 18, и в 21 веках люди задумывались и по сей день думают о похожих вещах, ведь именно они и содержат в себе ЖИЗНЬ - то, что таит в себе смысл человеческого существования. Но несмотря на схожий "сюжет", знакомую всем идею, в современно мире сложно воспринимать литературу столетий. Классицизм, подчеркивающий гармонию формы и содержания, сентиментализм, в котором ныне безмолвная природа расцветает вместе с героями произведений - всё это кажется лишь сказкой, миражом, выдумкой гениального автора, вовсе не похожей на жизнь людей 21 века. Впрочем, нельзя судить литературу старого времени только с "проблемной" стороны. Возьмём, к примеру, замечательную повесть Н. М. Карамзина "Бедная Лиза". Нежная история о горячей любви, апогеем которой является смерть главной героини, затрагивает душу каждого читателя. Пробегая глазами трепетные строки, мы задумываемся не только о судьбе крестьянки Лизы, но и о многих людях, что отдали свои жизни, не пережив предательства любимых. И посудите сами - разве в наше время не было подобных трагедий? Жизнь, сменяя эпохи, почти никогда не меняет своего хода. По крайней мере, пока. Книги, написанные в 18 веке поистине потрясающи. Настоящая дружба, благородные поступки.. . Букет эмоций, собранный писателем, благоухает и по сей день. Данные литературные цветы никогда не засохнут, ведь их смысл, нравоучения современному человеку уже долгие годы, и, конечно, это ещё не предел.. . Писателям и поэтам 21 столетия никогда не достичь той высокой планки, что когда-то создали их предшественники - гениальные люди, написавшие вечные произведения. И думаю, стоит воспринять это как данность, и поверить времени. Ведь только оно решает, какое произведение в литературе будет ЖИТЬ.
Поверь, ничтожество есть благо в ЗДЕШНЕМ СВЕТЕ.
К чему ГЛУБОКИЕ ПОЗНАНЬЯ, жажда славы,
Талант и ПЫЛКАЯ ЛЮБОВЬ СВОБОДЫ,
Когда мы их употребить не можем?
Метафора (Тургенев)
Я ...увидел огромную под собою равнину. Широкая река огибала её уходящим от меня полукругом; стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали её течение.. . Ещё1 нигде не румянилась заря, но уже забелеласть она на востоке... Не успел я обойти 2 вёрст, как уже полились кругом меня.. . сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого. горячего света.
Сравнение (А. С. Пушкин "Евгений Онегин")
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная (сравнение) , боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Олицетворение (А. Фет)
Устало все кругом: устал и цвет небес,
И ветер, и река, и месяц, что родился,
И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,
И желтый тот листок, что, наконец, свалился.
Метонимия
1) Не то на серебре – на золоте едал. (А. Грибоедов)
2) Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И. Крылов)
3) Перо его местию дышит. (А. К. Толстой)
4) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А. Пушкин)
5) Но тих был наш бивак открытый. (М. Лермонтов)
Синегдоха
1) Ну что ж, садись, светило. (В. Маяковский)
2) Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин)
2) Пуще всего береги <...> копейку. (Н. Гоголь)
4) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов)
5) Мы все глядим в Наполеоны. (А. Пушкин)
Гипербола
Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю. (Архимед)
Много гипербол у Гоголя, Маяковского
Литота
Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более напёрстка!
Я гладил всё его; как шёлковая шёрстка! (А. С. Грибоедов "Горе от ума")
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н. А. Некрасов "Крестьянские дети")
Ирония
«Пуля оказалась отравленной после попадания в ядовитое тело вождя» (Георгий Александров)
«Сараевское покушение наполнило полицейское управление многочисленными жертвами» (Ярослав Гашек)
«Если художник хочет по-настоящему взвинтить цены на свои картины, совет ему могу дать только один: пусть руки на себя наложит» (Курт Воннегут)
Перифраз
Красное вино (кровь) ;
разящая рука (меч) ;
нить судьбы (жизнь) ;
синяя птица (счастье) ;
лесная красавица (ель) ;
роковая стрела (смерть)
Оксюморон
И день настал. Встаёт с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, ещё вчера
Стонавший слабо над могилой. (Пушкин "Полтава")
Без пушкинской печали светлой,
без лермонтовской мрачной радости
душа жар-птицею оседлой
завидует своей крылатости. (Айдын Ханмагомедов)
«С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив? » (С. Есенин "Русь советская")
Но есть у времени некий порок: являясь учителем многих мудрецов, оно убивает своих учеников, при этом разрушая горы и уничтожая равнины.. .
Единственное, что не может поглотить и превратить в прах время - это книги, бесценные фолианты былой и новой культуры, хранящие в себе историю многих тысячелетий.
Книги писались всегда. Исчезали в песке Небытия длинноногие годы, эпоха сменяла эпоху, литература менялась, а смысл... смысл всегда оставался тем же. Любовь, надежда политика.. . И в 18, и в 21 веках люди задумывались и по сей день думают о похожих вещах, ведь именно они и содержат в себе ЖИЗНЬ - то, что таит в себе смысл человеческого существования.
Но несмотря на схожий "сюжет", знакомую всем идею, в современно мире сложно воспринимать литературу столетий. Классицизм, подчеркивающий гармонию формы и содержания, сентиментализм, в котором ныне безмолвная природа расцветает вместе с героями произведений - всё это кажется лишь сказкой, миражом, выдумкой гениального автора, вовсе не похожей на жизнь людей 21 века.
Впрочем, нельзя судить литературу старого времени только с "проблемной" стороны. Возьмём, к примеру, замечательную повесть Н. М. Карамзина "Бедная Лиза". Нежная история о горячей любви, апогеем которой является смерть главной героини, затрагивает душу каждого читателя. Пробегая глазами трепетные строки, мы задумываемся не только о судьбе крестьянки Лизы, но и о многих людях, что отдали свои жизни, не пережив предательства любимых. И посудите сами - разве в наше время не было подобных трагедий? Жизнь, сменяя эпохи, почти никогда не меняет своего хода. По крайней мере, пока.
Книги, написанные в 18 веке поистине потрясающи. Настоящая дружба, благородные поступки.. . Букет эмоций, собранный писателем, благоухает и по сей день. Данные литературные цветы никогда не засохнут, ведь их смысл, нравоучения современному человеку уже долгие годы, и, конечно, это ещё не предел.. .
Писателям и поэтам 21 столетия никогда не достичь той высокой планки, что когда-то создали их предшественники - гениальные люди, написавшие вечные произведения. И думаю, стоит воспринять это как данность, и поверить времени. Ведь только оно решает, какое произведение в литературе будет ЖИТЬ.