I. История создания: 1. Возникновение замысла поэмы. 2. Первоначальный план поэмы и его осуществление. 3. Жизненные основы поэмы. II. История издания поэмы. Цензурные изменения. III. Идейное своеобразие поэмы: 1. Тематика. Показ России «с одного боку», в ее отрицательной сущности. 2. Идейная направленность (показывая «торжествующее зло», устремить к прекрасному будущему). 3. Основной конфликт (внутренние силы народа и невозможность их реализации). 4. Проблематика (состояние помещичьего хозяйства, моральный облик поместного и чиновничьего дворянства, взаимоотношения помещиков и крестьян, суд народа и России и т. д.). 5. Смысл названия поэмы. Два мира поэмы (реальный и идеальный). Вопросы: 1. Как возник замысел поэмы? 2. Каков был первоначальный план поэмы? Удалось ли Гоголю полностью ею осуществить? 3. На каких жизненных фактах основан сюжет поэмы? 4. Какие трудности и почему возникли при прохождении цензуры? Почему название поэмы было изменено? 5. Как вы понимаете слова Гоголя о том, что он хотел «показать с одного боку всю Русь»? 6. Для чего Гоголю необходимо было показать отрицательную сущность России? Как это связано с особенностями его мировоззрения? 7. Каким образом основной конфликт поэмы связан с ее проблематикой? 8. В чем смысл названия поэмы? 9. Как название поэмы связано с двуплановостью ее композиционного построения? 10. Как в поэме представлены реальный и идеальный мир? Задания: 1. Перечитайте «Повесть о капитане Копейкине». Напишите заключение цензора, объясняющее причины невозможности публикации этой главы книги. 2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Путь к идеальной России».
Рубинштейн-дирижер впервые исполнил все симфонические произведения, написанные Чайковским с момента переезда в Москву вплоть до 1881 года. Список этих премьер весьма внушителен; открывает его Увертюра фа мажор; написанная Чайковским еще в студенческие годы, она была им частично переделана по Рубинштейна, сыгравшего ее в симфоническом концерте 4 марта 1866 года; так состоялось знакомство москвичей с Чайковским-симфонистом. В последующие годы Рубинштейн исполнил Первую, Вторую, Третью и Четвертую симфонии Чайковского, его симфонические произведения «Фатум», «Ромео и Джульетта», «Буря», «Славянский марш», «Франческа да Римини», «Итальянское каприччио». Под управлением Рубинштейна состоялась премьера оперы «Евгений Онегин», поставленной силами студентов Московской консерватории. Рубинштейн-пианист представил слушателям многие фортепианные произведения Чайковского, в том числе и Большую сонату.
Чайковский дорожил дружбой Рубинштейна, очень высоко ценил его как замечательного пианиста и дирижера, доверял его художественному вкусу и исполнительскому мастерству.
Их дружба не была безоблачно ясной; встречались трудности, противоречия, даже острые конфликты. Рубинштейн порою вел себя по отношению к Чайковскому излишне покровительственно. В первые годы пребывания в Москве начинающего творческий путь молодого композитора это было оправдано. Но когда Чайковский стал крупным, самостоятельным, вполне сформировавшимся художником, опека Рубинштейна стала тяготить его и раздражать.
Одно из самых острых столкновений двух друзей произошло, когда композитор сочинял свой Первый фортепианный концерт. Сама мысль о концерте была подсказана Рубинштейном; предполагалось, что концерт будет ему посвящен и он первый его исполнит. Но на предварительном прослушивании только что законченного произведения Рубинштейн резко и безапелляционно признал концерт неудачным и неудобоисполнимым, потребовал от композитора коренной переделки. Чайковский от переделок отказался, посвящение Рубинштейну не состоялось.
1. Возникновение замысла поэмы.
2. Первоначальный план поэмы и его осуществление.
3. Жизненные основы поэмы.
II. История издания поэмы. Цензурные изменения.
III. Идейное своеобразие поэмы:
1. Тематика. Показ России «с одного боку», в ее отрицательной сущности.
2. Идейная направленность (показывая «торжествующее зло», устремить к прекрасному будущему).
3. Основной конфликт (внутренние силы народа и невозможность их реализации).
4. Проблематика (состояние помещичьего хозяйства, моральный облик поместного и чиновничьего дворянства, взаимоотношения помещиков и крестьян, суд народа и России и т. д.).
5. Смысл названия поэмы. Два мира поэмы (реальный и идеальный).
Вопросы:
1. Как возник замысел поэмы?
2. Каков был первоначальный план поэмы? Удалось ли Гоголю полностью ею осуществить?
3. На каких жизненных фактах основан сюжет поэмы?
4. Какие трудности и почему возникли при прохождении цензуры? Почему название поэмы было изменено?
5. Как вы понимаете слова Гоголя о том, что он хотел «показать с одного боку всю Русь»?
6. Для чего Гоголю необходимо было показать отрицательную сущность России? Как это связано с особенностями его мировоззрения?
7. Каким образом основной конфликт поэмы связан с ее проблематикой?
8. В чем смысл названия поэмы?
9. Как название поэмы связано с двуплановостью ее композиционного построения?
10. Как в поэме представлены реальный и идеальный мир?
Задания:
1. Перечитайте «Повесть о капитане Копейкине». Напишите заключение цензора, объясняющее причины невозможности публикации этой главы книги.
2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Путь к идеальной России».
Чайковский дорожил дружбой Рубинштейна, очень высоко ценил его как замечательного пианиста и дирижера, доверял его художественному вкусу и исполнительскому мастерству.
Их дружба не была безоблачно ясной; встречались трудности, противоречия, даже острые конфликты. Рубинштейн порою вел себя по отношению к Чайковскому излишне покровительственно. В первые годы пребывания в Москве начинающего творческий путь молодого композитора это было оправдано. Но когда Чайковский стал крупным, самостоятельным, вполне сформировавшимся художником, опека Рубинштейна стала тяготить его и раздражать.
Одно из самых острых столкновений двух друзей произошло, когда композитор сочинял свой Первый фортепианный концерт. Сама мысль о концерте была подсказана Рубинштейном; предполагалось, что концерт будет ему посвящен и он первый его исполнит. Но на предварительном прослушивании только что законченного произведения Рубинштейн резко и безапелляционно признал концерт неудачным и неудобоисполнимым, потребовал от композитора коренной переделки. Чайковский от переделок отказался, посвящение Рубинштейну не состоялось.