Родилась 26 мая 1938 года в Москве в семье служащего. Внучка лингвиста Н. Ф. Яковлева, создателя письменностей для ряда народов СССР[1]. В военное время жила у родственников, а также в детском домепод Уфой.
После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 года — редактором на Центральной студии телевидения.
Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьёз не задумываясь о писательской деятельности.
Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 году в журнале «Аврора». С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет. Издавать её начали только во времена «перестройки».
Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена в 1979 году Р. Виктюком в театре-студии ДК «Москворечье», а также В. Голиковым в театре-студии ЛГУ и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983 году).
Постановка «Чинзано» была осуществлена театром «Гаудеамус» во Львове. Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е годы: одноактная пьеса «Любовь» в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» в «Современнике», «Московский хор» во МХАТе. Долгое время писательнице приходилось работать «в стол» — редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о «теневых сторонах жизни». Не прекращала работы, создавая пьесы-шутки («Анданте», «Квартира Коломбины»), пьесы-диалоги («Стакан воды», «Изолированный бокс»), пьесу-монолог («Песни XX века», давшую название сборнику её драматургических произведений).
Проза Петрушевской продолжает её драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приёмов. Её произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости:
«Приключения Веры»,«История Клариссы»,«Дочь Ксени»,«Страна»,«Кто ответит?»,«Мистика»,«Гигиена»и многие другие.
В 1990 году был написан цикл «Песни восточных славян», в 1992 — роман «Время ночь». Пишет сказки как для взрослых, так и для детей:
1) солженицын не даёт развёрнутого портрета матрёны. из главы в главу повторяется чаще всего лишь одна деталь – улыбка: «лучезарная улыбка», «улыбка её кругловатого лица», « чему-то», «извиняющаяся полуулыбка». автором важно изобразить не столько внешнюю красоту простой крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль, высказанную прямо: «у тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью». поэтому после страшной гибели героини её лицо осталось целёхонькая, спокойная, больше живое, чем мёртвое.2) солженицын несколькими ненавязчивыми штрихами передаёт диалектные особенности деревенской речи героини. удивительно, но я лично в её речи, в её образе увидела тех бабушек, с которыми мы встречались и разговаривали, когда бывали в диалектологических экспедициях в деревне. образ матрёны показался таким типичным! 3) внешне быт матрёны поражает своей неустроенностью («в запущи она живёт») всё её богатство фикусы, колченогая кошка, коза, мышьи тараканы, пальто, перешитое из железнодорожной шинели. всё это свидетельствует о бедности матрёны, проработавшей всю жизнь, но лишь с великим трудом выхлопотавшей себе крохотную пенсию. но важно ещё и другое: эти скупые бытовые детали раскрывают её особый мир. не случайно у фикуса говорится: «они заполняли одиночество хозяйки. они разрослись привольно…» - а шуршание тараканов сравнивается с далёким шумом океана. кажется, сама природа живёт в доме матрёны, всё живое тянется к нейф 4) события рассказа ограничены чёткими временными рамками: лето-зима 1956 года. восстанавливая судьбу героини, её жизненные драмы, личные беды, так или иначе, связаны с поворотами : с первой мировой войной, на которой попал в плен фаддей, с великой отечественной, с которой не вернулся муж, с колхозом, которой выжил из неё все силы и оставил её без средств к существованию. её судьба – частица судьбы всего народа.
и сегодня бесчеловечная система не отпускает матрену: её оставили без пенсии, и она вынуждена целые дни тратить на добывание различных справок; ей не торфа, заставляя воровать, да ещё по доносу ходят с обыском; новый председатель обрезал всем огороды; коровы завести невозможно, так как косить ни где не разрешают; даже билеты на поезд и те не . матрена ощущает не справедливость, но она не держит зла на судьбу и на людей. «у неё было верное средство вернуть доброе расположение духа - работа». не получая ничего за свою работу, она по первому зову идёт соседям, колхозу. окружающие охотно пользуются её добротой. сами же односельчане и родственники не только не матрене, но и стараются вообще не появляться в её доме, боясь, что она попросит о . всем и каждому матрена остаётся в своей деревне абсолютно одинокой.6) с самых первых строк автор готовит нас к трагической развязке судьбу матрены. её гибель предвещают и котелка с освящённой водой и исчезновение кошки. для родни и соседи гибель матрены – лишь повод позлословить о ней до возможность поживиться её не хитрым добром, для рассказчика – это гибель родного человека и разрушение целого мира, мира той народной правды, без которой не стоит земля
Родилась 26 мая 1938 года в Москве в семье служащего. Внучка лингвиста Н. Ф. Яковлева, создателя письменностей для ряда народов СССР[1]. В военное время жила у родственников, а также в детском домепод Уфой.
После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 года — редактором на Центральной студии телевидения.
Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьёз не задумываясь о писательской деятельности.
Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 году в журнале «Аврора». С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет. Издавать её начали только во времена «перестройки».
Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена в 1979 году Р. Виктюком в театре-студии ДК «Москворечье», а также В. Голиковым в театре-студии ЛГУ и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983 году).
Постановка «Чинзано» была осуществлена театром «Гаудеамус» во Львове. Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е годы: одноактная пьеса «Любовь» в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» в «Современнике», «Московский хор» во МХАТе. Долгое время писательнице приходилось работать «в стол» — редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о «теневых сторонах жизни». Не прекращала работы, создавая пьесы-шутки («Анданте», «Квартира Коломбины»), пьесы-диалоги («Стакан воды», «Изолированный бокс»), пьесу-монолог («Песни XX века», давшую название сборнику её драматургических произведений).
Проза Петрушевской продолжает её драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приёмов. Её произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости:
«Приключения Веры»,«История Клариссы»,«Дочь Ксени»,«Страна»,«Кто ответит?»,«Мистика»,«Гигиена»и многие другие.В 1990 году был написан цикл «Песни восточных славян», в 1992 — роман «Время ночь». Пишет сказки как для взрослых, так и для детей:
«Жил-был будильник»,«Ну, мама, ну!» — «Сказки, рассказанные детям» (1993);«Маленькая волшебница»,«Кукольный роман» (1996).Людмила Петрушевская живёт и работает в Москве.
и сегодня бесчеловечная система не отпускает матрену: её оставили без пенсии, и она вынуждена целые дни тратить на добывание различных справок; ей не торфа, заставляя воровать, да ещё по доносу ходят с обыском; новый председатель обрезал всем огороды; коровы завести невозможно, так как косить ни где не разрешают; даже билеты на поезд и те не . матрена ощущает не справедливость, но она не держит зла на судьбу и на людей. «у неё было верное средство вернуть доброе расположение духа - работа». не получая ничего за свою работу, она по первому зову идёт соседям, колхозу. окружающие охотно пользуются её добротой. сами же односельчане и родственники не только не матрене, но и стараются вообще не появляться в её доме, боясь, что она попросит о . всем и каждому матрена остаётся в своей деревне абсолютно одинокой.6) с самых первых строк автор готовит нас к трагической развязке судьбу матрены. её гибель предвещают и котелка с освящённой водой и исчезновение кошки. для родни и соседи гибель матрены – лишь повод позлословить о ней до возможность поживиться её не хитрым добром, для рассказчика – это гибель родного человека и разрушение целого мира, мира той народной правды, без которой не стоит земля