Всвоей повести николай васильевич гоголь не только рассказывает о бесстрашных воинах, но и дает развернутые картины пышной и прекрасной природы. характерные черты гоголевского мастерства выражены в пейзажных зарисовках. николай васильевич гоголь великолепно живописал природу. «степь, чем далее, тем становилась прекраснее. тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю новороссию, до самого черного моря, было зеленою девственной пустынею… ничего в природе не могла быть лучше. вся поверхность земли представляется зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов… » гоголь подчеркивает огромные, неизмеримые пространства. николая васильевича можно назвать мастером в передаче цвета, мастером, который создает удивительную по яркости картину, всё многоцветие степи. в описании степи встречаются цвета- голубой, синий, лиловый, желтый, белый. в степи можно услышать различные звуки- птичьи свисты, крик гусей, взмах крыльев. степь меняется вечером. она темнеет, цветочный аромат становится сильнее, легкий ветер, тишина, свист сусликов и трещание кузнечиков. у гоголя «степь» , - бесконечная, вольная, прекрасная. образ степи для писателя – это образ родины, сильной, могучей и прекрасной. в описании степи и сказалась прежде всего горячая любовь гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. привольные, безграничные степи понять характер запорожцев, истоки их героизма. в такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. степь – родина героев, богатырей-запорожцев. пейзаж николая васильевича гоголя лиричен, проникнут чувством восхищения и поражает богатством красок. природа читателю полнее понять внутренний мир героев. природа живет у гоголя такой же напряженной и многогранной жизнью, как и его герои. а. п. чехов, вспоминая повесть «тарас бульба» назвал гоголя «царем степи» .
Однажды дед взял их с братом, тогда еще мальчишек, гонять воробьев и сорок на баштане. проезжали мимо знакомые чумаки. стал их дед угощать дынями, а внуков попросил сплясать казачка. да сам не усидел и пустился в пляс. и случилась здесь чертовщина какая-то. только захотел дед «разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку — не подымаются ноги, да и только» . пустился снова, да не вытанцовывается, оглянулся, ничего знакомого не увидел, а только гладкое поле. стал приглядываться, наткнулся на дорожку в темноте. в стороне от дорожки на могилке вспыхнула свечка. решил он, что это клад, да копать было нечем. чтобы не потерять это место, повалил большую ветку дерева. на другой день, чуть стало смеркаться в поле, дед взял заступ и лопату и пошел искать клад. но так и не нашел, только дождь его замочил. обругал дед сатану и вернулся ни с чем. на следующий день дед, как ни в чем не бывало, пошел на баштан выкопать грядку для поздних тыкв. а когда проходил мимо того заколдованного места, зашел на его середину и ударил заступом в сердцах. и вдруг опять очутился в том же самом поле. нашел тайник, отпихнул камень, да решил табаку понюхать. вдруг кто-то чихнул сзади. огляделся - никого. стал копать, увидел котел. тут нечисть начала его пугать: попеременно появлялись перед ним птичий нос, баранья голова и медведь. страшно было так, что хотел уже дед все бросить, но жалко было расставаться с кладом. схватил он кое-как котел и «давай бежать, сколько доставало духу; только слышит, что сзади что-то так и чешет прутьями по » давно с хутора пришла мать с горшком горячих галушек, все повечеряли, мать вымыла посуду, а деда все нет. вымыла она горшок и вышла на кухню, а там дед оказался. он расхвастался, открыл котел, а там: «что ж бы, вы думали, такое там было? ну по малой мере, подумавши хорошенько, а? золото? вот то-то, что не золото: сор, дрязг.. стыдно сказать, что такое» . с той поры дед и внукам наказал не верить черту: «и бывало, как услышит, что в ином месте неспокойно, сам крестится и нас заставляет. а место заколдованное плетнем загородил и весь бурьян и сор, который из баштана, бросал туда. так на этом месте ничего доброго никогда и не выросло».