Эпитеты: грозный царьудалой боецбуйный молодецдума крепкаяброви черныеочи зоркиемолодой боец. (идет повтором)добрый молодецлюди добрыекрасны девушкиповтор: ай, , пойте — только гусли стройте! ай, , пейте — дело разумейте! уж потешьте вы доброго бояринаи боярыню его белолицую! ай, , пойте — только гусли стройте! ай, , пейте — дело разумейте! уж потешьте вы доброго бояринаи боярыню его белолицую! инверсии: улыбаясь, царь повелел тогдавина сладкого заморскогонацедить в свой золочјный ковш удалой боец, буйный молодец,в золотом ковше не мочил усов.отрицание: не сияет на небе солнце красное,не любуются им тучки синиеда не поднял глаз молодой боец.да не вздрогнул и тут молодой боец.
Автор повести показывает, как мальчик вырос в среде, типичной для помещичьих семей того времени. его наставниками были дворовый дядька савельич и французский па рикмахер бопре, выдававший себя за учителя. еще до рождения он «был записан в семеновский полк сержантом». понятно, что в таких условиях, в каких воспитывался юноша, он не мог получить глубокого и основательного образования. он «выучился грамоте и мог здраво судить о свойствах борзого кобеля». поскольку один из его наставников был французом, разумеется, петр в определенных пределах изучил родной язык своего учителя. в родительском доме он жил беззаботно, не имея привычки серьезно задумываться о каких-либо проблемах, а тем более решать важные жизненные вопросы: «я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». отец внезапно решает, что пора переменить праздный образ жизни сына — пора тому оправляться на службу. юноша в восторге, он уже предвкушает жизнь в петербурге, полную веселья и удовольствий. однако отец понимает, что для личностного развития его сына праздная жизнь офицера гвардии ничего не даст: «чему он научится, служа в петербурге? мотать да повесничать? нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да будет солдат, а не шаматон».