У.Караткевіч “Каласы пад сярпром тваім”
1. Якое рашэнне прыняў падлетак Алесь Загорскі ў апошні вечар перад ад’ездам з
сялянскай хаты Кагутоў, паслухаўшы песню дзеда Когута?
2. З якой мэтай аддалі Алеся на дзядзькаванне?
3. Кім прыходзіўся Мсціслаў Маеўскі Алесю?
4. Хто гэта: “Белая шоўкавая сукенка прыемна адцяняла слабы залацісты загар на руках…
Валасы былі сабраны ў высокую прычоску… А пад брывамі насмешліва глядзелі цёмна-
блакітныя, як марская вада, вочы”?
5. З кім танцаваў першы раз на сваім пастрыжэнні ў юнакі Алесь Загорскі?
6. Што ўбачылі малыя дзеці Кагутоў, падабраўшыся ноччу да замка Раўбіча? Яны
падумалі, што Раўбіч хто?
7. За што разграміў з пушак дзед Алеся Даніла Загорскі манастыр?
8. Як змог Даніла Загорскі пазбегнуць пакарання з боку царскіх улад за разгромлены
манастыр ?
9. Як Алесь адносіўся да тэатра, які стварыў у сваім памесці дзед Даніла?
10. За што галасаваў Даніла Загорскі на дваранскім сходзе?
- Я сложил из кирпича стенку. Здесь будет окно, но надо сверху положить эту тяжёлую бетонную плиту
= Хи! - сказала Лиса. - Какие вы все слабые. Да я одна легко её подниму!
~ Ладно, - сказали звери и пошли готовить ужин.
Но Лиса не смогла поднять плиту. Она только сдвинула плиту и пита прищемила ей шёрстку на хвостике и Лиса не могла уйти. Лиса не стала звать на ей было стыдно.
Звери уже сидели за ужином, а Лиса так и осталась.
2.
- Друзья! - сказал Волк. - А где же Лиса?
И звери бросив ужинать пошли искать Лису. Они увидели, что она не может сдвинуться с места, освободили её от плиты.
...
Дальше Лиса опять о чём-нибудь пару раз хвастается, и наконец просит прощения у зверей. Дом достроен и все стали жить счастливо. :)
Раскольников, молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекают на страдания и гибель честных и благородных людей, неимущих тружеников, вроде семьи Мармеладова, и дают богатство и власть преуспевающим циничным дельцам лужиным. Достоевский беспощадно обнажает эти вопиющие социальные противоречия, показывает несправедливость собственнического общества, преступного в своей основе.
Закон и мораль охраняют жизнь и «священную собственность» ростовщицы и отказывают в праве на достойное существование молодому студенту Раскольникову. Развратник Свидригайлов имеет возможность безнаказанно творить насилие над беззащитными людьми, потому что он богач, а честная и чистая девушка Соня Мармеладова должна продавать себя, губить свою молодость и честь, чтобы не умерла с голоду ее семья. Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием близким людям. Раскольников решается на преступление, на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий.
Раскольников жаждет мести за поруганное и обездоленное человечество, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен лужиными и свидригайловыми до предела унижения, нравственных мучений и нищеты.
Протест и возмущение Раскольникова против общественного порядка сочетаются с теорией «сильной личности». Презрение к обществу, к его законам, нравственным понятиям, к рабской покорности приводит Раскольникова к утверждению о неизбежности сильной, властвующей личности, которой «все дозволено». Преступление должно было доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, кому все разрешается».
Ошибка Раскольникова в том, что причины общественного зла он видит не в устройстве общества, а в самой природе человека и закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным, непоколебимым. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им и действует по этим законам. Раскольникову казалось, что он отвечает за свои поступки лишь перед одним собой и что суд других ему безразличен. Но после убийства Раскольников испытывает тяжелое, мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством».
Очень важно понять и представить себе нравственные страдания, сомнения и ужас перед предстоящим убийством, ту напряженную борьбу рассудка и доброй натуры, через которые Раскольников, прежде чем взять в руки топор. Против точного, холодного расчета, логических доводов разума восстает естественное чувство честного человека, которому чуждо и отвратительно пролитие крови.
Причины, заставившие Раскольникова «переступить через кровь», раскрываются постепенно, на протяжении всего романа. Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и в конечном счете отвергает все мотивы преступления, — сцена его признания Соне. Раскольников анализирует причины своего преступления, и здесь его теория «разрешения крови по совести» впервые столкнулась с Сониным отрицанием права на убийство человека. Оба героя, переступившие нормы морали того общества, в котором они живут, совершили аморальные поступки из разных побуждений, так как у каждого из них есть свое понимание правды. Раскольников дает различные объяснения: «хотел Наполеоном сделаться матери и сестре; ссылается на безумие, на озлобление, которое довело его до сумасшествия; говорит о бунте против всех и вся, об утверждении своей личности («вошь ли я, как все, или человек»). Но все доводы рассудка, казавшиеся ему столь убедительными, отпадают один за другим. Если прежде он веровал в свою теорию и не находил никаких возражений против нее, то теперь, перед «правдой» Сони, вся его «арифметика» рассыпается в прах, так как он чувствует шаткость этих логических построений, а следовательно, и нелепость своего чудовищного эксперимента.
Теории Раскольникова Соня противопоставляет один простой аргумент, с которым Родион вынужден согласиться: «— Я ведь только вошь убил. Соня, бесполезную, гадкую, зловредную. — Это человек-то вошь! — Да ведь я знаю, что не вошь, — ответил он, странно смотря на нее. — А впрочем, я вру, Соня, — прибавил он, — давно уже вру…» Сам Раскольников внушает Соне не отвращение, не ужас, а сострадание, потому что он беспредельно мучается.