Я к одиночеству привык, Я б не умел ужиться с другом, Ни с кем в Отчизне не прощусь — Никто о мне не
Одиночество лирического героя принято им самим добровольно как естественное состояние души. Тема одиночества приобретает у Лермонтова своеобразный оттенок — изгнания, странничества. Мир отвергает героя, но и герой уходит от мира; ни дом, ни отчизна не дают ему успокоения:
Изгнаньем из страны родной Хвалюсь повсюду, как свободой...
Тема изгнанничества является центральной в стихотворении “Тучи”. Образы тучки, облака или волны у Лермонтова — символы свободы и беспечности. Лирический герой стихотворения несвободен и подавлен. Он сравнивает себя с тучками: они “вечные странники”, а не изгнанники. Поэт иронично называет их тоже “изгнанниками”. Обращение к тучам нежное — “тучки”, а название всего стихотворения обобщеннее и символичнее — “Тучи”. Тучкам “наскучили нивы бесплодные”, а для лирического героя это “милый север”. Стихотворение очень динамично благодаря резкому переходу от сопоставления к противопоставлению. Большое количество риторических вопросов выражают сомнения, тоску лирического героя, его бесконечное одиночество. В лермонтовском творчестве объединяются темы одиночества и свободы. В стихотворении “Желанье” лирический герой просит сначала как будто только временной свободы:
Дайте раз на жизнь и волю, Как на чуждую мне долю, Посмотреть поближе мне.
А в стихотворении “Узник” мечты героя ограничены желаниями сладко поцеловать “красавицу младую” и улететь на коне “в степь, как ветер”. Свобода теперь представляется единственной ценностью в жизни. Но смысл стихотворения в непреодолимости судьбы, в невозможности обрести свободу:
Одинок я — нет отрады: стены голые кругом...
Эта тема развивается в “Пленный рыцарь”. Побежденный рыцарь томится в неволе. Понимая, что он не может сам выйти на свободу, рыцарь даже не ждет сверхъестественной
Нет на устах моих грешной молитвы, Нету ни песен во славу любезной...
У рыцаря теперь каменные панцирь и шлем, который ему “голову давит”, “шлема забрало — решетка бойницы”, щит — “дубовые двери темницы”. Заканчивается стихотворение появлением образа смерти — трагической развязки.
Смерть, как приедем, подержит мне стремя; Слезу и сдерну с лица я забрало!
Смерть выступает в роли оруженосца, слуги. Лирический герой одерживает хоть и горестную, но моральную победу. Период “безвременья” 40-х годов XIX века, особенности личности самого поэта, наложили отпечаток на содержание и настроение лирики Лермонтова, в которой, по словам В. Г. Белинского, “...нет пушкинского разгула на пиру жизни”.
Михаил Васильевич Ломоносов - великий человек, которым по праву гордится Россия. Блестящий ученый-энциклопедист, человек широчайшей эрудиции и огромного таланта, он поднял российскую науку того времени на высочайший уровень. Физика и химия, география и астрономия, минералогия и почвоведение, геология, геодезия и картография, метеорология и оптика, история и русский язык... Сложно назвать науку, в которую Ломоносов не внес бы значительного вклада.
Кроме того, вклад Ломоносова-поэта в литературу тоже очень велик. Современники ценили литературный гений Ломоносова - его сравнивали с античными одописцами Пиндаром и Вергилием и даже с Иоганном Вольфгангом Гёте.
Особенно стоит отметить то, что приобретение новых знаний для Ломоносова не было самоцелью - он во всем искал практическую пользу. Он как никто понимал значение науки для общества. В 1754 году он разработал проект Московского университета - позже университет назвали в его честь. Благодаря Ломоносову появилась плеяда блестящих ученых, прославивших Россию и российскую науку.
Михаил Ломоносов сумел сделать для России очень много, хотя прожил всего 54 года.
Я б не умел ужиться с другом,
Ни с кем в Отчизне не прощусь —
Никто о мне не
Одиночество лирического героя принято им самим добровольно как естественное состояние души. Тема одиночества приобретает у Лермонтова своеобразный оттенок — изгнания, странничества. Мир отвергает героя, но и герой уходит от мира; ни дом, ни отчизна не дают ему успокоения:
Изгнаньем из страны родной
Хвалюсь повсюду, как свободой...
Тема изгнанничества является центральной в стихотворении “Тучи”. Образы тучки, облака или волны у Лермонтова — символы свободы и беспечности. Лирический герой стихотворения несвободен и подавлен. Он сравнивает себя с тучками: они “вечные странники”, а не изгнанники. Поэт иронично называет их тоже “изгнанниками”. Обращение к тучам нежное — “тучки”, а название всего стихотворения обобщеннее и символичнее — “Тучи”. Тучкам “наскучили нивы бесплодные”, а для лирического героя это “милый север”. Стихотворение очень динамично благодаря резкому переходу от сопоставления к противопоставлению. Большое количество риторических вопросов выражают сомнения, тоску лирического героя, его бесконечное одиночество.
В лермонтовском творчестве объединяются темы одиночества и свободы.
В стихотворении “Желанье” лирический герой просит сначала как будто только временной свободы:
Дайте раз на жизнь и волю,
Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне.
А в стихотворении “Узник” мечты героя ограничены желаниями сладко поцеловать “красавицу младую” и улететь на коне “в степь, как ветер”. Свобода теперь представляется единственной ценностью в жизни. Но смысл стихотворения в непреодолимости судьбы, в невозможности обрести свободу:
Одинок я — нет отрады: стены голые кругом...
Эта тема развивается в “Пленный рыцарь”. Побежденный рыцарь томится в неволе. Понимая, что он не может сам выйти на свободу, рыцарь даже не ждет сверхъестественной
Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песен во славу любезной...
У рыцаря теперь каменные панцирь и шлем, который ему “голову давит”, “шлема забрало — решетка бойницы”, щит — “дубовые двери темницы”. Заканчивается стихотворение появлением образа смерти — трагической развязки.
Смерть, как приедем, подержит мне стремя;
Слезу и сдерну с лица я забрало!
Смерть выступает в роли оруженосца, слуги. Лирический герой одерживает хоть и горестную, но моральную победу.
Период “безвременья” 40-х годов XIX века, особенности личности самого поэта, наложили отпечаток на содержание и настроение лирики Лермонтова, в которой, по словам В. Г. Белинского, “...нет пушкинского разгула на пиру жизни”.
Михаил Васильевич Ломоносов - великий человек, которым по праву гордится Россия. Блестящий ученый-энциклопедист, человек широчайшей эрудиции и огромного таланта, он поднял российскую науку того времени на высочайший уровень. Физика и химия, география и астрономия, минералогия и почвоведение, геология, геодезия и картография, метеорология и оптика, история и русский язык... Сложно назвать науку, в которую Ломоносов не внес бы значительного вклада.
Кроме того, вклад Ломоносова-поэта в литературу тоже очень велик. Современники ценили литературный гений Ломоносова - его сравнивали с античными одописцами Пиндаром и Вергилием и даже с Иоганном Вольфгангом Гёте.
Особенно стоит отметить то, что приобретение новых знаний для Ломоносова не было самоцелью - он во всем искал практическую пользу. Он как никто понимал значение науки для общества. В 1754 году он разработал проект Московского университета - позже университет назвали в его честь. Благодаря Ломоносову появилась плеяда блестящих ученых, прославивших Россию и российскую науку.
Михаил Ломоносов сумел сделать для России очень много, хотя прожил всего 54 года.