Герой расценивает себя как "нравственного калеку", у которого "высохла, испарилась, умерла" лучшая половина души. Кто же виноват в том, что Печорин превратился в "умную ненужность?" Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: "Во мне душа испорчена светом". "Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца, они там и умерли", "Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я так же очень достоин сожаления" Постоянный самоанализ, рефлексия делают Печорина безучастным, бесчувственным. "Я давно уже живу не сердцем, а головой, я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия", - признается он перед дуэлью с Грушницким. Печорин отличается от других героев романа тем, что его тревожат вопросы осознания человеческого бытия - вопросы о цели и смысле жизни, о назначении человека. Вокруг Печорина рождаются страсти, происходят столкновения, ведутся споры. Но все герои романа: Вера, княжна Мери, Грушницкий, Максим Максимыч, Вернер и даже сам автор - находятся под властью странного печоринского обаяния. Все они в той или иной степени влюблены в него. Но никому из них не удается постичь бесконечные возможности души Печорина.
Главным героем в комедии является Александр Андреевич Чацкий. Он яркий представитель "века нынешнего". Чацкий прогрессивный, хорошо образованный, с широкими свободными взглядами человек. После 3-летнего отсутствия он вновь приезжает в Москву и сразу появляется в доме Фамусова. Александр Андреевич хочет видеть Софью, которую любил до отъезда и в которую влюблён до сих пор. Но Софья очень холодно встречает Чацкого. Александр Адреевич Чацкий недоумевает и хочет найти причину её холодности. Оставаясь в доме Фамусова, главный герой вынужден вступить в борьбу со многими представителями "фамусовского" общества (Фамусов, Молчалин, гости на балу). Его страстные обличительные монологи направлены против порядков века "покорности и страха", когда "тот и славился, чья чаще гнулась шея". Когда Фамусов предлагает в качестве примера достойного человека Молчалина, Чацкий произносит знаменитый монолог "А судьи кто? " В нём он обличает нравственные образцы "века минувшего", погрязшие в лицемерии, моральном рабстве. Чацкий рассматривает многие сферы в жизни страны: государственную службу, крепостное право, воспитание гражданина, просвещение, патриотизм. Везде главный герой видит процветание принципов "века минувшего". Осознавя это, Чацкий испытывает нравственное страдание, испытывает "горе от ума", в меньшей степени испытывает и "горе от любви". Александр Андреевич Чацкий узнаёт причину холодности к нему Софьи — она влюблена в ничтожного Молчалина. Главный герой оскорблён тем, что Софья предпочла не его, а это "жалчайшее создание". Он восклицает: "Молчалины господствуют на свете! " С плохим настроением Чацкий попадает на бал в фамусовском доме, где собрался весь свет московского общества. Все эти люди не хотят воспринимать Александра Андреевича, ведь они не переносят "чужака". Софья в обиде за Молчалина распускает слух о сумасшествии главного героя. Всё общество с удовольствием подхватывает слух, выдвигая в качестве главного обвинения свободомыслие Чацкого. В финале комедии Чацкому открывается истинное лицо Софьи. Он разочаровывается в ней так же, как и во всём остальном "фамусовском" обществе. Главному герою ничего не остаётся, как уехать из Москвы.
Постоянный самоанализ, рефлексия делают Печорина безучастным, бесчувственным. "Я давно уже живу не сердцем, а головой, я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия", - признается он перед дуэлью с Грушницким.
Печорин отличается от других героев романа тем, что его тревожат вопросы осознания человеческого бытия - вопросы о цели и смысле жизни, о назначении человека.
Вокруг Печорина рождаются страсти, происходят столкновения, ведутся споры. Но все герои романа: Вера, княжна Мери, Грушницкий, Максим Максимыч, Вернер и даже сам автор - находятся под властью странного печоринского обаяния. Все они в той или иной степени влюблены в него. Но никому из них не удается постичь бесконечные возможности души Печорина.