Во многих жизненных ситуациях людям приходится определяться и делать какой-то выбор. Чтобы принять решение, то есть остановиться на определённом варианте действий, поступков или бездействии, требуется усилие воли. Происходит внутренняя, духовная борьба между привычным, например, образом жизни (мировоззрением) и предстоящим, предполагаемым развитием событий. Особенно трудно и тяжело даются переоценки нравственных категорий личностям, обладающим такими душевными качествами, как совесть, ответственность, разумность.
Тема нравственных переживаний великими классиками русской литературы, в частности, И. С. Тургеневым и Л. Н. Толстой, описывается в их произведениях часто и детально. «Ася» или «После бала», повесть и рассказ бытового жанра, передают читателю яркую, подробную и чувственную среду, в которой «варились» главные персонажи. Текстовые «зарисовки» дворянского быта воспринимаются столь реально и достоверно, что от прочтения строк нельзя оторваться до их окончания.Для NN, от имени которого излагается сюжет повести «Ася», жизнь до встречи с героиней шла с позиций наблюдателя. Так он объясняет своё отношение к происходящим вокруг него событиям: «… мне было весело идти туда, куда шли другие, кричать, когда другие кричали… я любил смотреть, как эти другие кричат. Меня забавляло наблюдать людей…». Также он всё время наблюдал за Асей, за её переменами в поведении, характере, темпераменте.
Ещё более точно раскрывает нравственные устремления NN его вывод, мнение о его образе жизни: «… отдал себя всего тихой игре случайностей». Без душевного напряжения и раздумий о совместном счастье, молодой человек безнадёжно смалодушничал, без сопротивления поплыл и дальше. Бескрылому и безвольному человеку уже не до подвигов.
Некоторую аналогичность в образе жизни можно отметить и у Ивана Васильевича, главного персонажа произведения Льва Николаевича «После бала». Одинаковое дворянское сословие, похожее наслаждение молодостью и возможностями, которые были доступны «золотой молодёжи» той эпохи. Но однажды одно событие резко повлияло на его дальнейшую судьбу.
Любовные чувства к Вареньке, всё поглощающее увлечение ею, не позволяют разглядеть в её добром, заботливом и обаятельном отце, военном полковнике, жестокого изувера и садиста. После очередного бала, прогуливаясь по городским улицам, Иван Васильевич вышел на площадь. На ней находились солдаты, прогонявшие «сквозь строй» одного из их сослуживцев. С кровоточащей спиной, привязанный к ружьям, как к жердям, истошно моливший бивших его палками солдат о милосердии, виновный вызвал в Иване Васильевиче одновременно чувства жалости, возмущения и негодования.
Но заметив отца Вареньки, командовавшего экзекуцией и надзиравшего за исполнительностью солдат, молодой человек перенёс то душевное потрясение, которое радикально меняет в человеке его дальнейшую судьбу. И он принял решение никогда не быть военным, уйти в свой небольшой, но уютный мирок.
Бороться против зла, несправедливости и угнетения, проявляемого в любой форме, проявлять стержневые нравственные начала, не всем дано природой и воспитанием. Возможно поэтому в своей массе дворянство, в исторических перипетиях, часто не добивалось успеха, скатывалось к либеральному пустословию и ничего неделанью
Комедия Н. В. Гоголя "Ревизор" пользуется успехом, потому что проблемы, которые всплывают в комедии актуальны и в наше время. Из сюжета комедии можно понять, что власти города пытаются скрыть недостатки, чтобы показать себя с лучшей стороны перед ревизором. А как живут жители города на самом деле? На самом деле город полон взяточников и обманщиков. Каждый пытается нажиться на счет другого. Но правильно ли это? Разве так должны жить люди? Хоть власти и пытались навести "порядок" в городе, но нужно было еще навести порядок в головах у людей. В городе спокойно относятся к тому, что берут взятки и не скрывают это. Люди настолько привыкли к этому образу жизни, что не хотят что-то меня в своей жизни. Таким образом, нужно поменять что-то в жизни людей, чтобы что-то изменить в лучшую сторону.
Тема нравственных переживаний великими классиками русской литературы, в частности, И. С. Тургеневым и Л. Н. Толстой, описывается в их произведениях часто и детально. «Ася» или «После бала», повесть и рассказ бытового жанра, передают читателю яркую, подробную и чувственную среду, в которой «варились» главные персонажи. Текстовые «зарисовки» дворянского быта воспринимаются столь реально и достоверно, что от прочтения строк нельзя оторваться до их окончания.Для NN, от имени которого излагается сюжет повести «Ася», жизнь до встречи с героиней шла с позиций наблюдателя. Так он объясняет своё отношение к происходящим вокруг него событиям: «… мне было весело идти туда, куда шли другие, кричать, когда другие кричали… я любил смотреть, как эти другие кричат. Меня забавляло наблюдать людей…». Также он всё время наблюдал за Асей, за её переменами в поведении, характере, темпераменте.
Ещё более точно раскрывает нравственные устремления NN его вывод, мнение о его образе жизни: «… отдал себя всего тихой игре случайностей». Без душевного напряжения и раздумий о совместном счастье, молодой человек безнадёжно смалодушничал, без сопротивления поплыл и дальше. Бескрылому и безвольному человеку уже не до подвигов.
Некоторую аналогичность в образе жизни можно отметить и у Ивана Васильевича, главного персонажа произведения Льва Николаевича «После бала». Одинаковое дворянское сословие, похожее наслаждение молодостью и возможностями, которые были доступны «золотой молодёжи» той эпохи. Но однажды одно событие резко повлияло на его дальнейшую судьбу.
Любовные чувства к Вареньке, всё поглощающее увлечение ею, не позволяют разглядеть в её добром, заботливом и обаятельном отце, военном полковнике, жестокого изувера и садиста. После очередного бала, прогуливаясь по городским улицам, Иван Васильевич вышел на площадь. На ней находились солдаты, прогонявшие «сквозь строй» одного из их сослуживцев. С кровоточащей спиной, привязанный к ружьям, как к жердям, истошно моливший бивших его палками солдат о милосердии, виновный вызвал в Иване Васильевиче одновременно чувства жалости, возмущения и негодования.
Но заметив отца Вареньки, командовавшего экзекуцией и надзиравшего за исполнительностью солдат, молодой человек перенёс то душевное потрясение, которое радикально меняет в человеке его дальнейшую судьбу. И он принял решение никогда не быть военным, уйти в свой небольшой, но уютный мирок.
Бороться против зла, несправедливости и угнетения, проявляемого в любой форме, проявлять стержневые нравственные начала, не всем дано природой и воспитанием. Возможно поэтому в своей массе дворянство, в исторических перипетиях, часто не добивалось успеха, скатывалось к либеральному пустословию и ничего неделанью
Таким образом, нужно поменять что-то в жизни людей, чтобы что-то изменить в лучшую сторону.