Уединение Так много камней брошено в меня, Что ни один из них уже не страшен, И стройной башней стала западня, Высокою среди высоких башен. Строителей ее благодарю, Пусть их забота и печаль минует. Отсюда раньше вижу я зарю, Здесь солнца луч последний торжествует. И часто в окна комнаты моей Влетают ветры северных морей, И голубь ест из рук моих пшеницу… А не дописанную мной страницу, Божественно спокойна и легка, Допишет Музы смуглая рука. Задания: 1. Ведущей в стихотворении является тема:
а) Любви и дружбы;
б) Родины и природы;
в) Города и деревни;
г) Поэта и поэзии.
2. Как называется художественно-выразительное средство, использованное поэтом в строке: «Взлетают ветры северных морей…»?
а) Метафора;
б) Метонимия;
в) Сравнение;
г) Эпитет.
3. Лирическая героиня стихотворения:
а) Хочет пообщаться с подругой, которую зовут Муза;
б) Ощущает себя отшельницей;
в) Всегда находится в центре событий;
г) Мечтает о славе.
4. В строке «Что ни один из них уже не страшен, /И стройной башней стала западня…» использовано повторение однородных согласных звуков, передающих тихое звучание шагов. Назовите это фонетическое средство.
5. Укажите название художественно-выразительного средства, основанного на одушевлении и очеловечивании явлений природы: «Здесь солнца луч последний торжествует…»
Ребят
её мы знаем лишь по датам.
Но верю: нет моей вины
в том, что не стал тогда солдатом.
В том, что не шёл плечом к плечу
с друзьями в адскую атаку,
я невиновен. Но хочу
я знать, что мог пойти на танки,
не не отступить,
подобно прадеду и деду;
и заживо в окопах гнить,
и биться насмерть – за Победу…
Да, мы не помним той войны,
живём насущным, настоящим.
Но я уверен: мы должны
не забывать тех, кто однажды
не дал пропасть своей стране.
Тем сильным и великим людям,
кто закалил сердца в огне,
мы вечно благодарны будем… (Сергей Лёвин)
Грушницкий отнюдь не является злодеем, с которым стоило бы бороться, но он сразу же вызывает презрение Печорина. Почему молодой юнкер так неприятен Печорину? Ведь это самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви, о славе и об офицерских эполетах. Он посредственность, но ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость — “драпироваться в необыкновенные чувства”, “страсть декламировать”. Он стремится играть модную среди юношей роль в некоторой степени разочарованного героя, обреченного на какие-то тайные страдания. Конечно же, читатель понимает, что это пародия на Печорина. Может быть поэтому Грушницкий так ненавистен Печорину?
Григорий Печорин действительно переживает чувство глубокого разочарования в жизни, которое для юнкера лишь поза. Грушницкий насквозь фальшивка фальши, неискренности Печорин не выносит. Как тут не вспомнить стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен”: вокруг молодого человека “мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски”, что ему, конечно, неприятно. Раздраженный, Печорин желает досадить бывшему сослуживцу.
16 мая молодой человек делает в своем журнале следующую запись: “В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись”. Что же это за дела? Он занят тем, что влюбляет в себя княжну Мери, предмет нежной страсти Грушницкого. Он делает это исключительно из желания развеять скуку и досадить Грушницкому, так как Мери он не любит. Главный герой верен своим принципам: ради развлечения он вторгается в жизнь другого че-ловека. “Из чего же я хлопочу? — спрашивает он себя и отве-чает: — Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой!” Это же эгоизм! А кроме страданий он ничего не может принести ни Печорину, ни окружающим.
Грушницкий, как человек недалекий, не понимает отношения к нему Печорина, не подозревает, что тот уже начал своеобразную игру. Сначала Печорин даже вызывает у Грушницкого некое снисходительное чувство, так как этот юноша самоуверен и кажется себе весьма проницательным и значительным человеком. “Мне жаль тебя, Печорин” — вот как разговаривает он в начале романа. Но события развиваются так, как этого хочет Григорий. И когда Мери влюбляется в него, забыв о юнкере, Грушницкий, обуреваемый ревностью и негодованием, вдруг открывается нам с совсем другой стороны, оказываясь не таким уж безобидным: он быть мстительным, бесчестным, подлым.
Комедия, задуманная Печориным, превращается в трагедию. Защищая честь оклеветанной Мери, он вызывает Грушницкого на дуэль. И здесь, на дуэли, он проводит такой эксперимент над юнкером, на который решится далеко не каждый. Он стоит под дулом пистолета, желая проверить, насколько Грушницкий подчинен злу, хватит ли у него сил и подлости убить безоружного (мы ведь знаем, что пистолет не был заряжен). Тот, кто совсем недавно рядился в благородство, сегодня выстрелить в безоружного человека. Эксперимент Печорина удался! В этом эпизоде с полной силой проявились демонические свойства его натуры: сеять зло с величайшим искусством. Чудом он остается в живых. Однако вынужден убить юнкера. Грушницкий погибает.
Итак, образ Грушницкого очень важен в романе, он открывает, может быть, самое главное в центральном герое. Грушницкий — кривое зеркало Печорина — оттеняет истинность и значительность переживаний этого “страдающего эгоиста”, глубину и исключительность его натуры. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, которая всегда заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор своему герою. Он лишь глубоко вник во все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием и продемонстрировал это на своих героях.