Укажите жанр произведения В.М.Шукшина «Сапожки»: А. Драма
Б. Повесть
В. Комедия
Г. Рассказ [1]
2. Определите литературное направление произведения Н.В.Гоголя «Ревизор»:
А. Классицизм
Б. Реализм
В. Романтизм
Г. Сентиментализм [1]
3. Укажите эпиграф произведения Н.В.Гоголя «Ревизор» :
А. На зеркало неча пенять, коли рожа крива.
Б. Грешки грешкам – рознь.
В. Большому кораблю – большое плавание.
Г. Ведь на то живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия. [1]
4. В названии какого рассказа А.П.Чехова используется приём «антитеза»:
А. «Смерть чиновника»
Б. «Толстый и тонкий»
В. «Хамелеон»
Г. «Лошадиная фамилия» [1]
Задание 2: Аргументированно ответьте на вопросы, приведите цитаты, объясните их выбор:
1. В чём смысл названия произведения А.П.Чехова «Пересолил»? [1]
2. Приведите цитату из произведения «Ревизор», показывающую комичность образа Ляпкина – Тяпкина. [1]
3. Сформулируйте основную мысль произведения В.М. Шукшина «Чудик». [1]
4. Назовите черты характера Сергея Духанина из рассказа В.М.Шукшина «Сапожки». Приведите в качестве доказательств цитаты. [2] [5]
Анализ и интерпретация
Задание 3: проанализируйте отрывок из рассказа А.П.Чехов «Толстый и тонкий».
Объясните роль данного эпизода в композиции всего произведения. Проанализируйте композицию данного эпизода, приведите аргументы для определения элементов композиции. [3]
Охарактеризуйте персонажей, выявляя отношение к герою произведения других персонажей, объясните взаимоотношения персонажа с общественным окружением.[3]
Выпишите из произведения художественные средства и приемы выражения авторского отношения к героям и событиям (минимум 2 средства). Объясните, с какой целью их использует автор. [3] [9]
Эпизод из рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий»
— Ну, как живешь, друг? — спросил толстый, восторженно глядя на друга.— Служишь где? Дослужился?
— Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?
— Нет, милый мой, поднимай повыше,— сказал толстый.— Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились ... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...
— Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
— Ну, полно толстый.— Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!
— Помилуйте... Что вы-с...— захихикал тонкий, еще более съеживаясь.— Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...
Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.
Тонкий три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.
Оценка и сравнительный анализ
Задание 4: напишите эссе на одну из предложенных тем. Объём письменной работы 120-150 слов.
Представьте, что Вы режиссёр кинофильма «Ревизор». Вам необходимо выбрать актёра на главную роль. Опишите внешние параметры, по которым Вы будете подбирать артиста на роль Хлестакова. В работе представьте, как внешний облик отразится на манере игры актёра и … Продумайте костюм, в который Вы его оденете.
Сатирические мотивы в рассказах В.М.Шукшина (на примере 2-х произведений по выбору учащегося). В творческой работе используйте цитаты.
Переделайте рассказ А.П.Чехова «Хамелеон» в драматическое произведение.
5).В главе «Переправа» описывается, как Теркин совершил подвиг, когда, оказавшись на правом берегу, возвращается вплавь на левый, чтобы попросить поддержки. Переправа опасна и для товарищей Василия Теркина, и для него самого:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно…
Василий Теркин отважно соглашается переплыть через ледяную реку, а когда оказывается на противоположном берегу, замерзший и усталый, сразу же начинает докладывать, проявляя свою ответственность и чувство долга:
Разрешите доложить...
Взвод на правом берегу жив-здоров
назло врагу!
Поскольку произведение написано во время войны, то само собой разумеется, что главные качества героя, на которых акцентирует внимание автор, — это беззаветное мужество, героизм, чувство долга и ответственности.
2."Из жалости один монах ребёнка прИзрел"
3.Начало исповеди умирающего Мцыри.
4."В душе я клятву произнёс... "
5."Ты жил, старик--я так же мог бы жить"
6."Ты хочешь знать, что видел я? "
7."И вспомнил я отцовский дом"..
8."Я убежал. О, я как брат обняться с бурей был бы рад! "
9."Недвижим, молча я лежал... "
10."На краю грозящей бездны я лежал... "
11.И все природы голоса сливались тут... "
12"Тогда к потоку с высоты спускаться начал я. "
13."Грузинка узкою тропой спускалась к берегу".
14"Из виду горы потерял и и тут с пути сбиваться стал".
15"Тогда на землю я упал и в исступлении рыдал"
16"Из чащи выскочил и лёг... могучий барс. "
17."И первый бешеный скачок... мне смертию грозил".
18."Бой закипел, смертельный бой! "
19"Судьба смеялась надо мной! "
20."Вернулся я к тюрьме моей... "
21."Да, заслужил я жребий свой!.. "
22."Палил меня огонь безжалостного дня"
23."Я умирал".
24" Я найден был... "
25."Прощай, отец... "
26."И с этой мыслью я засну и никого не прокляну!.. "
это цитатный план по главам